Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — один из самых главных русских церковных праздников. Это видно просто по количеству церквей названных (освященных) в честь него. По общему количеству Покровские храмы в России уступают только Никольским (в честь Николая Чудотворца). И дело не только в количестве, два самых знаменитых русских храма тоже Покровские: Покрова на Нерли и Покрова на Рву (в обиходе — храм Василия Блаженного). Но не только они, еще множество шедевров русской архитектуры посвящено этому празднику.
При этом праздник, хоть и называется великим, не входит в число двунадесятых праздников. Более того, нигде за пределами русского православия он не имеет сопоставимого значения, а в западном христианстве (как католическом, так и протестантском) его вообще не празднуют и почти не знают. По сути дела, это чисто русский (а так же, разумеется, украинский, белорусский и всех других народов, исторически связанных с русским православием) праздник. Тем, в том числе, и интересен. Поняв, как и почему, казалось бы, вполне рядовое событие из жития Андрея Юродивого, здесь в России стало важнейшим христианским откровением, мы можем что-то важное узнать о русском христианстве, о надеждах и чаяниях русских людей.
Итак. IX век, Византия. Во время всенощного бдения, совершившегося в Влахернской церкви Константинополя в присутствии множества верующих, в четвертом часу ночи Андрей Юродивый увидел Деву Марию в сопровождении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи, «стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором». Андрей, поразившийся увиденным, спросил у стоящего рядом ученика своего Епифания, видит ли он то же, на что получил утвердительный ответ: «Вижу, святой отче, и ужасаюсь». Собственно, этот самый омофор — платок, которым покрывают голову, Богоматерь развернула как защитный покров над всеми людьми.