Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

Необходимость карантина вынуждает все больше компаний участвовать в эксперименте по удаленной работе. Это наводит на мысли о том, как может измениться подход к труду и его оплате после окончания кризиса. Будут ли компании открыты для альтернативных форм работы, включая не только работу из дома, но и, например, 4-дневную рабочую неделю? Приблизят ли единовременные (или даже двухразовые) денежные выплаты реализацию идеи о безусловном базовом доходе (ББД)?

Спасение на удаленке

Портал Fast Company приводит примеры компаний, которые уже давно и успешно перевели своих сотрудников на удаленку или ввели 4-дневную рабочую неделю. Так, Эмми Баллиент, руководитель креативного агентства Killer Visual Strategies (перешло на рабочую неделю 4/3 в 2017 году, активно практикует удаленную работу), считает, что компании настолько привыкли к традициям, что просто боятся перемен, которые сопровождают переход к альтернативным режимам работы.

«Часто компания, не практикующая удаленную работу, делает это не от недостатка доверия работнику, а из-за неуверенности в стабильности процесса», – утверждает она. По мере того, как работодатели будут вынуждены отходить от привычного распорядка «с 9 до 6», они продемонстрируют новый уровень доверия сотрудникам и готовность рассматривать альтернативные подходы.

Компании, обратившиеся к новым форматам рабочего дня, раз за разом убеждаются, что продуктивность не снижается, даже если люди работают меньше часов. Например, руководители Perpetual Guardian в Новой Зеландии протестировали 4-дневную неделю после исследования, которое утверждало, что люди работают продуктивно только три часа в день. Они предоставили сотрудникам дополнительный выходной, допустив, что те будут больше фокусироваться на работе в остальные дни. И это сработало. После тестового периода выяснилось, что сотрудники были больше довольны своей работой, а продуктивность не упала. Тогда компания ввела такой режим на постоянной основе.

Microsoft тестировала укороченную неделю в своем японском отделении в августе 2019 года, сделав каждую пятницу оплачиваемым выходным для 2300 сотрудников. Обнаружилось, что их продуктивность увеличилась на 40%. Компания просила сотрудников общаться в чате, чтобы избежать лишних переговоров, а также ограничить любые физические встречи до получаса (рекомендовалось собираться не более пяти человек – что-то напоминает, не так ли?).