Логотип подкаста Transparency International – Russia "А это законно?"

Логотип подкаста Transparency International – Russia "А это законно?"

Возможно ли научить детей неприятию коррупции? Что будет, если заложить антикоррупционные занятия в школьные программы? Ведущая Татьяна Фельгенгауэр рассуждает об этом с гостями подкаста российской Transparency Intenational – с учителем, учеником, научным сотрудником и председательницей родительского комитета.

Татьяна Фельгенгауэр: Всем привет, и мы продолжаем наш подкаст. Меня зовут Таня Фельгенгауэр. Мы делаем этот подкаст вместе с «Трансперенси Интернешнл – Россия» и Republic. Напомню, что мы начали обсуждение восприятия коррупции в образовании и ее проявления в школах и вузах. Давайте напомню, с кем мы обсуждаем эту тему: это учитель обществознания [из московской школы №664] Денис Любушкин, руководитель родительского комитета Инна Коваленко, руководитель лаборатории проектирования содержания образования Института образования Вышки – господи, я опять смогла это произнести! – Тарас Пащенко и десятиклассник Тимофей. Мы остановились на организации антикоррупционного образования и просвещения. Как учить школьников бороться с коррупцией и распознавать коррупцию? Потому что у нас, конечно, все про это говорят, коррупция-антикоррупция, но вопрос: насколько это в школе объясняют как предмет – обществознание, или как теперь называются эти предметы? Я так давно ушла из школы… Граждановедение было у нас когда-то. Просвещение: как это вообще сейчас выглядит и как бы хотелось, чтобы это выглядело?

Денис Любушкин: Системно это выглядит примерно никак. И все.

Татьяна: И все так радостно кивают головой: да, никак, никак не учат школьников!..

Денис: Здесь нет, на самом деле радости, просто существует, например, день противодействия коррупции – спускаются типовые уроки для классных часов, некоторые ставят сценки.

Татьяна: Я стесняюсь спросить, какого содержания?

Денис: Они в основном такие, притчевые больше, то есть они не связаны с вещами, с которыми дети сталкиваются или могут столкнуться в бытовом плане. Школы иногда делают, иногда не делают со всеми, потому что все эти вещи приходят в виде рекомендаций. Не все рекомендации, которые к нам приходят, являются обязательными. Если сама школа и коллектив хочет этим заниматься, она будет просвещать.

Татьяна: Какое у нас антикоррупционное просвещение? Под лозунгом «Кто во что горазд», если горазд вообще. У вас в школе кто-нибудь этим занимается, кроме вас?