Возможно ли научить детей неприятию коррупции? Что будет, если заложить антикоррупционные занятия в школьные программы? Ведущая Татьяна Фельгенгауэр рассуждает об этом с гостями подкаста российской Transparency Intenational – с учителем, учеником, научным сотрудником и председательницей родительского комитета.
Татьяна Фельгенгауэр: Всем привет, и мы продолжаем наш подкаст. Меня зовут Таня Фельгенгауэр. Мы делаем этот подкаст вместе с «Трансперенси Интернешнл – Россия» и Republic. Напомню, что мы начали обсуждение восприятия коррупции в образовании и ее проявления в школах и вузах. Давайте напомню, с кем мы обсуждаем эту тему: это учитель обществознания [из московской школы №664] Денис Любушкин, руководитель родительского комитета Инна Коваленко, руководитель лаборатории проектирования содержания образования Института образования Вышки – господи, я опять смогла это произнести! – Тарас Пащенко и десятиклассник Тимофей. Мы остановились на организации антикоррупционного образования и просвещения. Как учить школьников бороться с коррупцией и распознавать коррупцию? Потому что у нас, конечно, все про это говорят, коррупция-антикоррупция, но вопрос: насколько это в школе объясняют как предмет – обществознание, или как теперь называются эти предметы? Я так давно ушла из школы… Граждановедение было у нас когда-то. Просвещение: как это вообще сейчас выглядит и как бы хотелось, чтобы это выглядело?
Денис Любушкин: Системно это выглядит примерно никак. И все.
Татьяна: И все так радостно кивают головой: да, никак, никак не учат школьников!..
Денис: Здесь нет, на самом деле радости, просто существует, например, день противодействия коррупции – спускаются типовые уроки для классных часов, некоторые ставят сценки.
Татьяна: Я стесняюсь спросить, какого содержания?
Денис: Они в основном такие, притчевые больше, то есть они не связаны с вещами, с которыми дети сталкиваются или могут столкнуться в бытовом плане. Школы иногда делают, иногда не делают со всеми, потому что все эти вещи приходят в виде рекомендаций. Не все рекомендации, которые к нам приходят, являются обязательными. Если сама школа и коллектив хочет этим заниматься, она будет просвещать.
Татьяна: Какое у нас антикоррупционное просвещение? Под лозунгом «Кто во что горазд», если горазд вообще. У вас в школе кто-нибудь этим занимается, кроме вас?
Коррупция слишком серьезное явление. Эта болезнь общества школьными уроками не лечится. Сегодня на Republic была статья о стоицизме. Один из элементов противостояния коррупции, это восприятие большинством людей философии стоицизма. Второе направление, борьба с монополизмом и чрезвычайно большом участием государства в экономике. Третье направление - развитие самоуправления.
Попытки воровского государства, каковым сейчас является Россия, бороться с коррупцией вызывают смех. Вспомнил такую историю. Моя тетушка работала после института врачом в Мончегорске и жила в коммуналке. Ее соседка по квартире прочла в дневнике сына запись, что сын ругается матом. То, что случилось потом, потрясла мою тетушку: соседка схватила ремень и стала жестоко избивать сына, изрыгая при этом трехэтажный мат.
Яков, спасибо за ваш комментарий! Я думаю, что бороться с коррупцией сейчас пытается всё-таки не воровское государство (имитацию не будем же всерьёз рассматривать?), а гражданское общество - при всей его незрелости и атомизированности. P.S. Прекрасная история про Мончегорск, там прошли первые 16 лет моей жизни (а отец тоже был врачом, как ваша тётушка).
Я с Вами согласен. Удачи и успехов. В 2011 году написал статью о том, что наше государство занимается имитацией, под названием "Имитация как система". Началось еще в СССР, но пышно имитация расцвела при Путине.
Спасибо, интересная статья "на злобу дня". Но от слова "коррупция" пестрит в глазах, оно смещает фокус, ведь это пускай заметное, но только лишь проявление более широкой проблемы, и гости это проговаривают.
Рад, что есть какие-то подвижки в школах и жаль, что это все частным порядком, а не на уровне сознательной государственной политики.
Про коррупцию есть прекрасное пособие, обновляемое еженедельно. Крутить школьникам в классе материалы ФБК Навального каждую неделю по 45 минут.