Из всех сфер общественной жизни, затронутых коронавирусом, пожалуй, ни в одной перемены не оказались настолько болезненными и противоречивыми, как в религии. Перед правительствами встал деликатный вопрос: как отменить крупные собрания и сохранить здоровье прихожан, но при этом избежать массовых протестов и не оскорбить убеждения?
Одним из самых ярких примеров, почему религиозные собрания в эпоху COVID-19 – плохая идея, стал случай с церковным хором Skagit Valley Chorale (штат Вашингтон). 10 марта 60 человек пришли на репетицию в здание пресвитерианской церкви Маунт-Вернона, они использовали антисептик и избегали прямых контактов, но, как выяснилось позже, это не гарантировало им безопасность. К началу апреля 45 присутствовавших на мероприятии подхватили инфекцию, а двое скончались от коронавируса.
«В то время еще не было указаний о закрытии школ, церквей, ресторанов, банков, библиотек и театров, – говорится в заявлении хора. – Штат посоветовал не проводить массовые собрания численностью свыше 250 человек». Трагедия затронула прихожан после репетиции, но то же самое могло произойти после службы, проповеди или обычной встречи местной общины. «За весь вечер никто не чихнул, не закашлял и не выглядел больным», – рассказала одна из участниц репетиции.
С приближением весенних религиозных праздников ситуация обострилась: можно отменить прослушивание, митинг или благотворительное мероприятие, но религия предсказуемо выступила камнем преткновения по всему миру – от африканских поселений до стран Западной Европы.
У чувака, который читает тексты, страшная беда с числительными. "Четырёхста". И с ударениями в заимствованных словах и именах собственных тоже беда.
спасибо за поправки, постараюсь скорректировать
Очень люблю такие аналитические статьи. С вероятностью 33% усилится атеизм, с такой же вероятностью религиозность и все те же 33%, что ничего не изменится. Беспроигрышное предсказание
А Вы хотели бы точного прогноза? Это к Нострадамусу. :-)
Без всякого настрадамуса очевидно, что религиозность будет продолжать ослабевать и терять позиции, как она это делает последние несколько сотен лет. Коронавирус, разумеется, только поможет, ещё лучше показав людям, насколько смешны пузатые бородачи в платьях с их дурацкими кадилами.
Я бы хотел за свои деньги читать нормальные статьи, а не высосанные из пальца прогнозы об одинаковой вероятности противоположных явлений
Дело в том, что эта статья - никакой не прогноз. А именно нормальная, вполне содержательная статья. Ни про какие "вероятности" там речь не идёт, речь идёт о том, что реально происходит. А Ваша позиция напоминает мне поведение человека, который пришел в ресторан и давай капризничать - и салфетки не того цвета, и суп недосолен, и официант недостаточно услужлив...
«Карантин с большой вероятностью вызовет всплеск атеизма. Или наоборот – укрепит веру?» Вы прочли ответ на вопрос, поставленный в подзаголовке? Я нет. Могу предложить написать аналогичную статью: пандемия приведёт к увеличению трат на медицину. или сокращение из-за падения экономики? Взять по 5 цитат из интернета за и против. Но лично я не уверен, что работа журналиста состоит в этом. Так Репаблик докатится до РИА Новости с подборкой цитат «то-то высмеяли в сети».
О господи боже мой... (извините, это я несколько утомился долбить про одно и то же). Понимаете ли, в области политики/психологии/социологии и тому подобных социально-экономических предметов не может быть никаких точных прогнозов. И вероятностей тоже никаких не может быть. Это не математика и даже не физика. А фраза из подзаголовка - это просто, так сказать, "флажок" такой. Яркая наклейка для привлечения внимания и приблизительного (приблизительного!) обозначения предмета разговора. Принимать подзаголовок за нечто вроде аннотации - ну это я не знаю... мягко говоря странно. Автор рассматривает болезненную для верующих тему карантина и описывает возникающие в разных странах ситуации в связи с этим. Практических инструкций и указаний не дает. Просто материал для размышлений.
.
А Вы что же - считаете, что хорошая статья должна обязательно заканчиваться четкими инструкциями - как быть и что делать? Нечего тут размышлять? Ну-ну.
.
P.S. Цитат из Интернета я в статье не увидел. Цитаты из СМИ - как российских, так и иностранных - да, есть. Хорошо ли это с Вашей точки зрения, или же опять-таки плохо - уж и не знаю...
в любой науке есть прогноз/гипотеза и последующее доказательство/ опровержение практикой. Статья так же бессмысленна, как была бы бессмысленна статья на тему: россияне поддержат поправку в конституции, а может, не поддержат. По мнению Маши из Тамбова поправки хороши, а Паши из Смоленска - плохи. Я больше не буду спорить - считаете, что графомания вместо аналитики уместна, - ок.
Будучи атеистом и скептиком, все же буду терпим к верующим: "Блажен, кто верует, тепло ему на свете". Замечу, что коронавирус одинаково жесток к христианам, мусульманам, иудеям и представителям других конфессий. Это должно напомнить им всем, что Бог един и уважать все религии, не пытаясь считать свою религию правильной, а остальные неправильными.
Однако, двинемся дальше. Как примирить требования безопасности с требованиями религиозных канонов? Надо просто согласиться, что коронавирус, такое же творение Бога, как и человек. Он послан Отцом небесным, чтобы смирить нашу гордыню. Чтобы сидя дома на самоизоляции, мы подумали о том, правильно ли мы живем, и о том, как мы должны жить потом после окончания пандемии, чтобы не вызывать Гнева Божьего. Мы должны понять, в конце концов, что вера не в храме, а в душе. Надо просто очистить свою душу.
Я же призвал бы всех верующих, никогда более не жаловаться на оскорбление их чувств, поскольку коронавирус показал, что он это делает довольно зримо и жестоко, а депутатов Думы выбросить статью об оскорблении чувств верующих из УК, поскольку она фактически запрещает атеизм. Для меня этот закон олицетворяет фундаментализм и даже мракобесие.
Вы совсем не атеист и по мировоззрению верующий человек. "По плодам их узнаете их". Возможно, случится несколько неожиданных личных открытий, и Вы придёте к вере. Поддерживаю всё, что Вы написали.
Спасибо! Видимо, следуя за экзистенциалистами, приходишь к вере в некие абсолютные ценности, которым надо следовать.
У Цветаевой в "Тоске по родине" очень много сказано о привязанности к ценностям данным изначально, но это не религия, а мистика.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина...
Вы же сами написали, что Бог един, при чём тут мистика (в негативном смысле слова). Народы создали вероучения и верят как им удобно, как делали это предки, по привычке. Организованные традиционные религии важны и выполняют свои задачи, но они -- суть предназначены как бы для всех. А Бог (Высший разум) действительно един, и подлинная вера не может не быть индивидуальна
В позитивном смысле мистикой является выход за границы обычных представлений разума. Например, осознание кармы или нравственного закона внутри нас.
Конечно, мракобесие!
Мракобесие, возведенное в закон.
Та форма вероисповедания, которую предлагают распространенные конфессии, изжила себя. Правильно написано: «поход в церковь стал привычкой». Вера не может стать привычкой, потому что вера – это мироощущение, а не обряды, и даже не таинства. Удивительно читать строки из обращения к католикам папы Франциска: «Густая мгла окутала наши площади, улицы и города. Она захватила наши жизни, наполняя все тишиной и пустотой». Какая пустота может быть для верующего человека, живущего в Божьем мире, среди созданий Божьих? Скопление людей, даже единоверцев не есть преодоление пустоты. Преодоление пустоты -- прямая связь с Богом, которую каждый в своей жизни находит сам. Короче, религии, понимаемой как привычка, как обряды, как демонстрация различных фокусов (чудес) – приходит конец.
А почему про Израиль забыли?
Наиболее безобразно ведёт себя народ в иерусалимском районе Меа-Шеарим и в Бней-Браке.
Там компактно проживают ультраортодоксальные иудеи, в большинстве своём вообще не работающие, не служащие в армии, и живущие на исключительно пособия и пожертвования, а некоторые при этом даже умудряются не признавать государство Израиль и презирать светских евреев, которые кормят этих тунеядцев.
Большинство обычных граждан это собрание агрессивных дармоедов, естественно, ненавидит. Но, по разным соображениям, их до сих пор терпели.
Карантин в Меа-Шеарим соблюдать и не думали.
И тогда, наконец, военные начали их лупить.
Но и богобоязненные (харедим) лодыри не сдаются без боя!
Интересно, кто победит.
Насчёт всплеска атеизма после пандемии, то думаю, что его не будет.
Умные верующие и так рассудительно относятся к иерархам и обрядовости.
А в маленьких глупых головках, в которых есть только самые примитивные воззрения, на хитроумные построения с участием логики просто нет места.
Если в такой скорбной головушке, например, вместо церкви первоначально поселился Ленин или Сталин, то это - навсегда.
Хоть камни с неба.
Так что каждый останется при своём.
Браво.
Одно и то же дело и совет / На пользу мудрому / Глупцу во вред
Юсуф Баласгуни (XI век)