Вы представляете, насколько школа влияет на общество? Намного сильнее, чем кажется на первый взгляд. В ее орбиту вовлечены не только школьники и преподаватели, но и родители ученика, его бабушки и дедушки, его братья и сестры. Конечно, не все семьи так многочисленны, но в каждой школа влияет на всех членов семьи ученика, на их образ жизни, заботы и планы. Да, планы на год, на неделю, на каждый день зависят в семье от школы, от расписания уроков, от учебных четвертей и каникул. И школьная система оценок, поощрения и наказания тоже отражается на укладе семьи.
Школа и общество
Мне выпало пройти почти все роли в школе. Я была ученицей, закончившей школу, старшей сестрой ученицы, школьным учителем, мамой школьника и совсем скоро стану бабушкой школьника. Поэтому о влиянии школы на жизнь человека, семьи и общества я знаю даже больше, чем мне хотелось бы. И влияние это огромно. Можно без преувеличения сказать, что школа является системообразующим фактором для общества, одним из его столпов. Все изменения, происходящие в школе, обязательно отражаются на обществе. А школа, в свою очередь, как губка, впитывает все, что происходит в обществе, копирует и транслирует обратно его достоинства и недостатки, его развитие или деградацию.
Сейчас мы живем в условиях жесткого карантина. Во всем мире люди борются с новой и очень опасной коронавирусной инфекцией, принимают меры для ее ликвидации. В каждой стране эта борьба имеет свои особенности, которые зависят от национального менталитета, государственного устройства, экономических возможностей, и от размеров страны и количества населения, и от развития науки, здравоохранения и от множества прочих факторов. И в каждой стране карантинные меры обязательно затрагивают школу. А школа, естественно, серьезно влияет на то, как общество переживает этот сложный период.
В России, которую, по словам поэта, умом не понять, карантин введен по умолчанию. Он фактически есть, но официально его нет. Официально у нас по всей стране заканчиваются «нерабочие недели». На деле это означает, что часть людей сидит дома и с трудом сводит концы с концами, потому что вынужденный отпуск никто не оплачивает, часть продолжает на свой страх и риск работать, заражаясь и заражая окружающих. Для пущего хаоса периоды «оплачиваемого отпуска» объявляют короткими, на неделю, две, максимум три, что добавляет нервозности и ощущения полного отсутствия контроля над своей жизнью даже на месяц вперед.
Если же в семье кто-то имеет отношение к школе, то все негативные эмоции ее членов можно смело умножить на два.
Кравцов «на проводе»
В Россию пандемия коронавируса пришла позже, чем во многие другие страны, первые два случая этой болезни на территории России были выявлены 31 января 2020 года, что дало нам фору, чтобы подготовиться и учесть чужой опыт, как положительный, так и отрицательный. Но у России свой аршин, и никакая фора нам не поможет, потому что чужой опыт нас ничему никогда не учит. Впрочем, ничему нас не учит и собственный опыт. Ведь многажды проверено, что сезонные эпидемии ОРВИ сходят «на нет» всего за 1,5–2 недели школьных каникул. Казалось бы, как только в Россию пришел COVID-19, первое, что нужно было сделать, – отменить занятия в школах. Но нет, школы продолжали работать до конца третьей четверти, то есть до 21 марта 2020 года. И только лишь 18 марта министр просвещения Сергей Кравцов объявил, что «с 23 марта до 12 апреля включительно все российские школы переходят на режим каникул или дистанционные формы обучения». Опять же, как понимать это «или»?
Переход на ДО просто обнажил неравенство - в частной школе, где учится внучка, больших проблем не было. Все учителя продвинуты технологически, классы маленькие, у всех учеников есть ноутбуки и планшеты. В массовой школе учителя с трудом отрываются от бумажного учебника, к тому же адски загружены ведением отчетности - повышать квалификацию некогда. Во многих семьях у детей есть только смартфоны и далеко не везде есть скоростной интернет.
В бедных странах стали транслировать учебные программы по телевизору, т.к. широкополосный интернет не везде есть, а мобильный очень дорог. Но у нас госканалы существуют совсем для других целей.
Чиновникам бы уже сейчас надо готовиться ко второй волне эпидемии - модернизировать образовательные платформы, обучать учителей и создавать учебные программы для телевизионных трансляций. Лучше признать, что мы бедная страна, чем оставить детей без учебы.
На самом деле ДО некая профанация от школы до вуза. Все это прекрасно понимают.
Тем не менее, старшеклассники порой успешно занимались. Внучка регулярно получала задания и отчитывалась об их выполнении. Она еще занимается музыкой в хоре, и сидя дома сдавала экзамен по ф-но. Мы с ней живем в разных городах, но ее экзаменационное исполнение мы тоже с женой посмотрели. Еще она учила и пела свои партии, а потом, сидя дома, вместе с другими участники хора даже исполнили к празднику "День победы", как пела одна уже посмотрели, а запись всего хора еще будем смотреть.
Однако для младшей школы всё гораздо хуже, удаленный контакт с педагогом в Zoom (дочь преподает английский и поделилась с нами своими переживаниями) не дает желаемого эффекта. Усталость у всех больше, а результат намного ниже. У детей постарше результат был лучше, но дочь работает с небольшим классом. Индивидуальные занятия в скайпе идут неплохо, но хуже, чем при личном контакте.
Конечно, методически ДО никак не подготовлено, да и далеко не у всех учеников есть компьютеры. Но власть эти обстоятельства не учитывает. На самом деле наших чиновников результат не интересовал и не интересует: главное все учителя и школьники должны мучиться. Ведь даже заставляли учителей приходить в школу, когда занятия были отменены. Логика простая: как это они будут сидеть дома, а зарплату получать? Оказывается, это и прокуратуру обеспокоило, хотя ведь Путин объявил нерабочие дни за счет работодателя. Интересно даже, как самоизоляция отразилась на учителях физкультуры.
Впереди полная неразбериха с экзаменами и сдачей ЕГЭ, а значит будет и проблемы с набором студентов на первый курс.
По поводу отчётности. На одном из совещаний директор районной школы в деревне, где толком связи нет, рассказывала,как учителя проводят дистанционные уроки с помощью платформ, на всю катушку используют сайты , все дети посещают эти занятия, и вообще все прекрасно. Начальству отчёт понравился.
Так что это даже не потёмкинская деревня. Это нарисованный на тряпке фасад, прикрывающий руины. Но даже в этой ситуации можно было бы найти что-то хорошее. Например, проанализировать, на самом ли деле нужна вся эта шелуха в виде "патриотического воспитания", "юнармии", "российского движения школьников", кучи ненужных акций, в которых должны участвовать школы, и прочей ерунды. Эта "активная общественная деятельность" отнимает много времени и сил и у детей, и у учителей. Так ли она нужна? Или проанализировать подготовку и переподготовку учителей. Что реально нужно в современной школе? Ну и пресловутые ФГОС. Соответствуют ли они реальности вообще? К сожалению, честный анализ ситуации, выводы и принятие решений начальству не нужен. Главное, красивые отчёты.
Ну и нищета. Нищета населения, нищета образования. Во многих семьях не то, что компьютера нет, у них один телефон! Просто телефон для связи. Смс и звонки. Интернет регулярно отключен за неуплату. Когда им предложили технику, многие отказались, когда узнали, что за эту технику они несут ответственность. Плюс многие родители работают с утра до вечера, на уроки просто не остаётся ни сил, ни времени.
Ну и как же не вспомнить формируемое отношение к гаджетам как к чему-то вредному, а к интернету как к чему-то ужасному. Вот и получается, что "гаджеты детям даём только вечером, когда приходим домой, иначе ребенок будет весь день сидеть играть". Или "а можно просто выполнять задания по учебнику, мы не разрешаем ребёнку пользоваться соцсетями", или "мы против, чтобы дети пользовались интернетом".
Ситуация показала неготовность учителей к работе в таком формате. Да, у многих нет технической возможности. Но посмотрите на курсы повышения квалификации. По моему предмету ничего стоящего, одна и та же жвачка по ФГОС. Среди требований к аттестации есть прохождение курсов по предмету, что является атавизмом. Все, что касается информационных технологий, относится исключительно к учителям информатики, кое-что перепадает другим предметникам. Но курсы по организации дистанционного обучения появились только с введением карантина. А ведь это то, чем должны владеть все педагоги, как показывает жизнь, это крайне необходимо!
По поводу прохождения тем. Программы составлены так, что времени на повторение почти нет. Это хорошо заметно по английскому языку. В учебнике Rainbow English каждый урок новая тема, уроков на закрепление просто нет. Худо-бедно повторение и закрепление есть в других предметах.
Нам повезло, что на дистанционное мы ушли в 4 четверти,в ней всегда большая потеря уроков из-за праздников, впр, патриотической мишуры и т.д., а не в середине учебного года.
По поводу чего-то интересного. Чего именно? Мы запускали конкурс косплея. Приняли участи человек 20 из всей школы. Дистанционное обучение большинством родителей было воспринято в штыки, особенно из возмутило то, что с детьми заниматься будут они, а зарплату получат учителя.
Не могу во всем согласиться с Юлией Фишман. Как раз именно мои предметы, музыка, рисование, мхк выведены из учебного индивидуального плана сначала в раздел "по желанию", а потом и вообще удалены. Нужно исходить и из позиции родителей и большинства учителей, которые эти предметы считают ненужными, а преподающих - бездельниками. Посмотреть фильм? Написать отзыв? Давайте реально смотреть на вещи, если сегодня провести честную диагностику учащихся, результаты будут ужасными. Большинство учеников читают с трудом, а уж самостоятельно составить связный рассказ о прочитанном могут единицы.
Юлия Фишман: 5+
А кому нужны плохие оценки детям (в такой ситуации)?
Мне приходится наблюдать за учебой одной весьма юной барышни, моей племянницы. У меня копится целый ряд недоумений. Дистанционное обучение возникает ведь не в первый раз, хотя и впервые так повсеместно и надолго. Случались уже карантины по гриппу или по иным причинам. Тогда все сводилось к выдаче заданий по учебникам в сетевом дневнике. Никакой наработки методик, онлайн-материалов, обучения учителей не произошло.
Иногда я слышу: «я не понимаю материал». Попытки найти в сети какое-то обучающее видео, доступные интерактивные материалы, наконец, видеозаписи уроков от лучших преподавателей по теме крайне редко приводят к успеху.
Эффективность советской системы образования во многом была следствием ограниченности и отфильтрованности информационной среды. Развлекательного контента было мало, а немногие существовавшие каналы распространения информации (фильмы, спектакли, научно-популярные передачи) дополняли и расширяли учебный материал. Чтение в той ситуации было естественным выбором для многих — хотя бы как способ выхода из скуки и обыденности советской жизни.
Сейчас развлекательная сфера огромна, информационных каналов множество. Они не поддерживают образование, а конкурируют с ним. И внутри этой медиасферы конечно можно найти все, что угодно, в том числе и первоклассные образовательные материалы, но их нужно специально и целенаправленно искать. Не видно следов работы управленцев от образования, чтобы помочь сориентироваться в имеющемся материале и уж тем более быть заказчиком для создания нового. Советская по сути школа в несоветской информационной среде — сама по себе профанация, карантинный дистант лишь проявил это во всей неприглядности.
Хорошие наработки по дистанционному образованию есть у частного бизнеса, и я думаю, они бы с энтузиазмом стали сотрудничать с государственными образовательными структурами, но чиновникам это не нужно, им важно отрапортовать перед вышестоящим начальством, что все в полном порядке. Поражает, насколько непрофессионально, бестолково, плохо работает все, что идет от государства, причем, во всех областях, и это при наличии массы талантливых людей, интересных методик. Но все остается невостребованным на государственном уровне, а частное образование, как и все частное, элитарное, слишком дорого и мало кому доступно. Р.П.
А что это за наработки, где их искать?
В интернете.
Обществу снятся кошмарные ужасы коронавируса, ему нынче не до образования детей...
Статья-то, собственно, не про общество, и даже не про коронавирус. Статья про государство, которому плевать на общество.
Мы это, конечно, и так знаем, но почитать полезно. Мысли умного человека - это всегда полезно.
Общество в среднем Republic не читает, так что это не про Вас. Читайте на здоровье...
"Общество в среднем Republic не читает" - не знаю, я социологического исследования не проводил. Кто-то читает, кто-то нет, что в среднем - бог знает...
Бог ничего не знает, поскольку его нет. В конце года Republic публикует, сколько подписчиков его читали. По сравнению с чиислом читателей "в среднем" - ничтожно мало...