Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Вы представляете, насколько школа влияет на общество? Намного сильнее, чем кажется на первый взгляд. В ее орбиту вовлечены не только школьники и преподаватели, но и родители ученика, его бабушки и дедушки, его братья и сестры. Конечно, не все семьи так многочисленны, но в каждой школа влияет на всех членов семьи ученика, на их образ жизни, заботы и планы. Да, планы на год, на неделю, на каждый день зависят в семье от школы, от расписания уроков, от учебных четвертей и каникул. И школьная система оценок, поощрения и наказания тоже отражается на укладе семьи.

Школа и общество

Мне выпало пройти почти все роли в школе. Я была ученицей, закончившей школу, старшей сестрой ученицы, школьным учителем, мамой школьника и совсем скоро стану бабушкой школьника. Поэтому о влиянии школы на жизнь человека, семьи и общества я знаю даже больше, чем мне хотелось бы. И влияние это огромно. Можно без преувеличения сказать, что школа является системообразующим фактором для общества, одним из его столпов. Все изменения, происходящие в школе, обязательно отражаются на обществе. А школа, в свою очередь, как губка, впитывает все, что происходит в обществе, копирует и транслирует обратно его достоинства и недостатки, его развитие или деградацию.

Сейчас мы живем в условиях жесткого карантина. Во всем мире люди борются с новой и очень опасной коронавирусной инфекцией, принимают меры для ее ликвидации. В каждой стране эта борьба имеет свои особенности, которые зависят от национального менталитета, государственного устройства, экономических возможностей, и от размеров страны и количества населения, и от развития науки, здравоохранения и от множества прочих факторов. И в каждой стране карантинные меры обязательно затрагивают школу. А школа, естественно, серьезно влияет на то, как общество переживает этот сложный период.

В России, которую, по словам поэта, умом не понять, карантин введен по умолчанию. Он фактически есть, но официально его нет. Официально у нас по всей стране заканчиваются «нерабочие недели». На деле это означает, что часть людей сидит дома и с трудом сводит концы с концами, потому что вынужденный отпуск никто не оплачивает, часть продолжает на свой страх и риск работать, заражаясь и заражая окружающих. Для пущего хаоса периоды «оплачиваемого отпуска» объявляют короткими, на неделю, две, максимум три, что добавляет нервозности и ощущения полного отсутствия контроля над своей жизнью даже на месяц вперед.

Если же в семье кто-то имеет отношение к школе, то все негативные эмоции ее членов можно смело умножить на два.

Кравцов «на проводе»

В Россию пандемия коронавируса пришла позже, чем во многие другие страны, первые два случая этой болезни на территории России были выявлены 31 января 2020 года, что дало нам фору, чтобы подготовиться и учесть чужой опыт, как положительный, так и отрицательный. Но у России свой аршин, и никакая фора нам не поможет, потому что чужой опыт нас ничему никогда не учит. Впрочем, ничему нас не учит и собственный опыт. Ведь многажды проверено, что сезонные эпидемии ОРВИ сходят «на нет» всего за 1,5–2 недели школьных каникул. Казалось бы, как только в Россию пришел COVID-19, первое, что нужно было сделать, – отменить занятия в школах. Но нет, школы продолжали работать до конца третьей четверти, то есть до 21 марта 2020 года. И только лишь 18 марта министр просвещения Сергей Кравцов объявил, что «с 23 марта до 12 апреля включительно все российские школы переходят на режим каникул или дистанционные формы обучения». Опять же, как понимать это «или»?