Рано или поздно российской экономике предстоит начать восстановление от экономического урона, который ей в итоге нанесет пандемия COVID-19. Однако уже сегодня важно попытаться сформировать представление о том, что будет помогать, а что, напротив, может затруднить это восстановление. И, чтобы избежать вводящих в заблуждение обобщений, лучше делать такие попытки на уровне отдельных отраслей.
Туристическая отрасль – одна из наиболее пострадавших от экономических последствий пандемии. Гостиницы, санатории, дома отдыха, кафе, рестораны, бары и музеи опустели из-за ограничений, установленных ради сдерживания распространения инфекции. Эти сферы услуг сегодня переживают кризис наиболее глубоко.
Их возвращение к привычному функционированию потребует серьезных усилий со стороны властей. Важный ингредиент возобновления работы этого сектора экономики – уверенность людей в эпидемиологической безопасности предоставляемой им услуги. Потребление туристических услуг невозможно восстановить одним только указом о снятии ограничений. Важно другое – чтобы люди, заходя в кафе или отправляясь на летние каникулы к морю, верили в то, что там они не заразятся COVID-19.
Туризм – экспортная отрасль: иностранные граждане приезжают с долларами или евро, чтобы потратить их на туристические услуги. Для возобновления работы въездного туризма странам сегодня крайне важно формирование хорошей эпидемиологической репутации. Ее явно уже заработали Словения, Греция и Исландия – экономики, для которых международный туризм играет важнейшую роль. Они достигли такого результата благодаря быстрым и решительным мерам по сдерживанию распространения пандемии. Но этот успех вовсе не означает, что туристический сезон в них в итоге пройдет удачно. Пандемия развивается асинхронно, и той же Словении или Исландии, возможно, придется ограничить въезд туристов не только потому, что вспышки эпидемии возникнут у них самих, а потому, что эпидемия снова начнет развиваться в основных странах-донорах туристических потоков, например, в Германии.