«Мы все отлично знаем, что нужно делать. Чего мы не знаем – как после этого переизбраться на новый срок».
Жан-Клод Юнкер
«Это поразительно, но в современном западном мире людям во власти не нужно специальное образование, подготовка и квалификация. Многих избирают, потому что они хорошо выглядят на экранах телевизоров и хорошо говорят. Результаты этого могут оказаться плачевными для их избирателей».
Ли Куан Ю
Любая политическая система имеет свои плюсы и минусы, причем часто минусы оказываются продолжением плюсов и наоборот. В этой статье мы поговорим об одном из свойств демократии, которое в зависимости от ситуации и угла зрения может быть как плюсом, так и минусом.
Под демократиями я далее буду понимать только так называемые full democracy – небольшое число развитых стран, где в течение нескольких десятилетий устойчиво воспроизводятся демократические процедуры, существует реальная политическая конкуренция, соблюдаются права человека, и так далее.
Публичная политическая дискуссия оказывает в них серьезное влияние на принятие важных управленческих решений, а выборы являются реальным механизмом обновления политических элит и разрешения некоторых внутриэлитных противоречий. Большинство исследователей сходятся в том, что именно эта особенность таких систем позволяет им более эффективно ограничивать злоупотребления отдельных представителей правящей элиты в ущерб общественному благу – «верховую» коррупцию.
Да, Сингапуру удалось ограничить злоупотребления эффективнее многих устойчивых демократий. Однако, как известно, на одного Ли Куан Ю приходится двадцать Мобуту, и, если смотреть на средние показатели, то современные развитые демократии научились ограничивать злоупотребления элит лучше любых иных известных политических систем.
Вовлеченность широких слоев населения в принятие управленческих решений также позволяет говорить о том, что существующая политическая система действует в интересах общественного блага (если эта функция выполняется государством плохо, социальное напряжение нарастает и возникают разнообразные проблемы: протесты и забастовки, эмиграция активного населения, необоснованные экономические привилегии для групп, на которые опирается режим, прямой саботаж проводимой политики и т.д.).
А вот вопрос о том, как существующая система учета общественного мнения влияет на качество (компетентность) принимаемых управленческих решений, отнюдь не однозначен.