Рабочие вешают предвыборные плакаты с изображением Бориса Ельцина напротив Красной площади. Москва, Россия, 1996

Рабочие вешают предвыборные плакаты с изображением Бориса Ельцина напротив Красной площади. Москва, Россия, 1996

© Томас Хепкер/ Magnum Photos

Выставка «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum» в петербургском «Манеже» станет первой после карантина – она откроется 6 июля. В 250 фотографиях, отпечатанных специально для экспозиции, уместилась очень большая история – от «Русского дневника» Роберта Капы и Джона Стейнбека, сделанного в 1947 году, до «красной зоны» 52-й московской больницы, снятой совсем недавно.

Magnum Photos – имя, которое уже давно не нуждается в представлении: это по-настоящему великое фотоагентство задало стандарты в области репортажной съемки. Всех его фотографов отличает «любопытство к происходящему в мире, уважение к происходящему и желание расшифровать его визуально», как сформулировал Анри Картье-Брессон. Magnum было создано фотографами и для фотографов: сейчас на сайте значатся 96 имен, начиная с основателей – помимо Картье-Брессона, это были Роберт Капа, Джордж Роджер и Дэвид Сеймур, которые собрались вместе в Париже 27 апреля 1947 года. Согласно легенде, распитая по этому поводу полуторалитровая бутылка шампанского, то есть «магнум», и дала название их предприятию.

Модники Ленинграда. СССР, 1987

© Фердинандо Шанна/ Magnum Photos

Отложенное открытие

Различные исторические выставки с непременным участием работ из архива Magnum и показы творческого наследия отдельных мастеров довольно часты, проходили они и в России, но для петербургского «Манежа» куратор Нина Гомиашвили собрала совершенно новую и оригинальную экспозицию «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum», чей материал свободно и естественно ложится в пространство выставочного зала. Более 250 фотографий были специально для этой выставки отпечатаны в главном бюро фотоагентства в восемнадцатом аррондисмане Парижа и смогли прибыть в Петербург всего за несколько дней до наступления коронавирусного «локдауна». Вернисаж должен был состояться еще в апреле, но теперь зрители смогут увидеть выставку после того, как «Манеж» возобновит работу. Из-за пандемии пришлось свернуть запланированную программу лекций и кинопоказов, поэтому завершающей точкой в экспозиции, всем понятным знаком актуальности труда фоторепортеров и современности агентства на седьмом десятке лет его существования, стала серия портретов врачей, сделанная Нанной Хайтман в «красной зоне» 52-й московской больницы.

Проект Нанны Хайтманн «Просто стой и смотри» – портреты врачей из «красной зоны» 52-й московской больницы

Михаил Вильчук / Пресс-служба «Манежа“

Возвращение человека с фотоаппаратом

Возникновение Magnum и первая съемка в России фактически совпали по времени – летом 1947 года в СССР отправились фотограф Роберт Капа и писатель Джон Стейнбек, по итогам этой поездки выпустившие книгу “Русский дневник”. Результат удавшегося коммунистического эксперимента, огромная, неизвестная и волнующая страна, ставшая победителем фашизма, – очень долго никто не мог взглянуть ей в лицо, изобразительного подспорья в свое время не хватило путевым запискам Андре Жида или Лиона Фейхтвангера. С началом 1930-х годов из советского ландшафта стремительно исчезает человек с фотоаппаратом и без ведомственных “корочек”, а ведь еще в 1920-е приветствовалось массовое фотографическое движение.