Фигура активистки Джен Рейд, водруженная скульптором Марком Куинном на постаменте сброшенного в воду памятника Эдварду Колстону. Бристоль, Англия. Фото: wikipedia.org

Фигура активистки Джен Рейд, водруженная скульптором Марком Куинном на постаменте сброшенного в воду памятника Эдварду Колстону. Бристоль, Англия. Фото: wikipedia.org

В Бристоле 7 июня был сброшен в воду бронзовый памятник Эдварду Колстону, негоцианту, члену парламента – а также работорговцу. Всего за одну ночь на том же постаменте возникла стальная фигура Джен Рейд, активистки движения Black Lives Matter (BLM). Установка скульптуры, которую автор – Марк Куинн – назвал «Волна силы (Джен Рейд) 2020» (A Surge of Power (Jen Reid) 2020) не согласована с мэрией города. Но, если учесть репутацию скульптора и давнюю общественную дискуссию вокруг памятника, высоки шансы, что она останется на своем месте – точнее, на месте свергнутого Колстона.

Памятник Эдварду Колстену в Бристоле. Недавно его утопили. Фото: wikipedia.org

Пустые постаменты давно привлекают скульптора Куинна. Он был одним из первых, кого пригласили на площадку для молодых талантов «Четвертый постамент» на Трафальгарской площади – в разное время там можно было увидеть, например, работы Сары Лукас и Дэмиена Хёрста. В 2005 году Куинн водрузил в центре Лондона «Беременную Элисон Лаппер» – 15-тонный мраморный скульптурный портрет британской авангардной художницы, родившейся без рук и ног. Неконвенциональное тело беременной женщины было призвано сдвинуть с мертвой точки дискуссию об инклюзии и красоте. Временный монумент простоял на площади до конца 2007 года.

«Беременная Элисон Лаппер» (2005) Марка Куинна на Трафальгарской площади в Лондоне. Фото: Loz Pycock / flickr.com

Новая Свобода

Легитимизация пиратских состояний через благотворительность и основание музеев была обычной практикой XVII века. Колстон финансировал в Бристоле множество школ, больниц и домов призрения. Благодарные современники избрали его в Палату общин, викторианские потомки посвятили ему множество топонимов (улица, коллежд, театр), а в 1895 году воздвигнули тот самый памятник, который недавно был утоплен в порту. Попытки переосмыслить наследие Колстона предпринимались и раньше. В 2006-м статуя 1895 года стала частью проекта художника Хью Лока «Реставрация». В технике «вандализирующей фотографии» он запечатлел памятник, увешанный ожерельями из ракушек и золотистых монет, которые служили валютой во времена работорговли, – то есть буквально блестящими безделушками, на которые выменивались человеческие жизни.

Куинн увидел фотографию Джен Рейд в твиттере ее мужа с надписью «Ее жизнь имеет значение» и пригласил активистку позировать в свое ателье. Технически он использовал наработки собственной серии портретов мигрантов – быстрой скульптуры, детали которой печатаются на 3D принтере. В основании статуи Джен Рейд Куинн установил механизм, позволяющий быстро крепить ее к постаменту без сверления и склеивания – технологии сближают сегодня монументальную скульптуру с искусством уличного активизма.