
Григорий Чхартишвили. Фото: W. Bosc
Главным персонажем нового романа стал друг и сподвижник Фандорина Масахиро Сибата, в обиходе – Маса. Проведя почти полвека в России, в 1921 году Маса возвращается на родину, раздираемую противоречиями между традиционным укладом и новыми веяниями, проникающими в страну из-за границы. И ситуация в Японии столетней давности автоматически вызывает ассоциации с тем, что происходит в России сейчас.
Обложка романа Бориса Акунина «Просто Маса» (2020)
– Фандоринская эпопея заканчивается в Японии – почему? Не потому ли, что Советская Россия тех времен была не лучшим местом для жизни?
– Фандоринская серия закончилась романом «Не прощаюсь». В России. А новый роман «Просто Маса» – отдельный, сам по себе. И да, «жизнь после Фандорина» перемещается из России в иную среду, в Японию. О России герой вспоминает все время, но возвращаться туда не думает.
– Есть ли в этом личные мотивы?
– Наверное. Я вовсе не считаю, что современная Россия – не место для жизни. Для моей жизни – безусловно (сейчас Чхартишвили живет в Лондоне. – Republic). А так каждый решает за себя.
– А Япония – место для жизни? У вас, я процитирую, «честный якудза не зарубил бы семнадцатилетнего мальчишку, не вырвал бы у женщины серьги из ушей и не похитил бы ребенка» – то есть не сделал бы все то, что стало нормой в гражданскую войну. Япония здесь олицетворяет другой путь?
– Япония у меня в романе вовсе не альтернатива России. И японская жизнь, которая там описана, вряд ли может считаться нормальной. Иное дело, что в самих японцах много достоинства, даже у бандитов свой кодекс чести (хоть, конечно, и уродский). Это качество – потребность в самоуважении – я в людях очень ценю. В России, кстати говоря, такие люди были всегда, даже в самые страшные времена. Конечно, хотелось бы, чтобы их было больше. Чем больше в обществе ценится ЧСД, чувство собственного достоинства, тем страна лучше.
Лучший анекдот за последние годы что я слышал!
Хочу ещё!
Анекдот хорош и к месту. Вот дело Дмитриева - типичное выворачивание закона наизнанку. Приговор 3,5 года отражает незавершенность процесса. Суд решил остановиться на середине: ни оправдать, ни закатать. Прокуратура за то, чтобы завершить выворачивание закона наизнанку. Это ведь еще с советских времен известна фраза "был бы человек, а статью подберем". Сейчас отрабатывается в разных судах схема подбора статьи на любого человека. Особенно власть негодует из-за провала с Голуновым.
Анекдот хорош!!!
В принципе, лучше, чем бесконечное "Ловил Фандорин душегуба...."