Завершившиеся вчера президентские выборы в Беларуси оказались совершенно беспрецедентными, и не только для самой Беларуси, но и для всех стран, образовавшихся после развала СССР. И как бы ни развивались дальнейшие события, эти выборы уже вошли в историю, они – победа трех молодых женщин над тираном и деспотом Лукашенко, вознамерившимся превратить Беларусь в свою личную вотчину.
Три красавицы и чудовище
Всего в выборах президента Беларуси 2020 года участвовали 5 кандидатов: действующий президент Александр Лукашенко; три технических кандидата, которые почти не вели предвыборную кампанию, – политолог Андрей Дмитриев, предприниматель Анна Канопацкая и инженер Сергей Черчень; и основной соперник Лукашенко – домохозяйка, мать двоих детей, 37-летняя Светлана Тихановская. Изначально ее тоже воспринимали как технического кандидата, но от оппозиции, так как она никогда ранее не занималась политикой и выдвинулась в кандидаты после того, как ее мужа, популярного блогера Сергея Тихановского, собиравшегося баллотироваться на выборах, посадили в СИЗО.
Лукашенко, арестовавший всех оппонентов-мужчин, не воспринял женщину, домохозяйку, как реального противника и позволил ей зарегистрироваться для участия в выборах. Это стало его роковой ошибкой.
Поначалу Тихановская в самом деле не проявляла серьезной активности. Она продолжала начатую ее мужем агитационную кампанию под лозунгом «Стоп таракан». В какой-то момент, когда ей стали угрожать отобрать у нее детей, она даже предположила, что снимет свою кандидатуру с выборов. Но вывезя детей из Беларуси в безопасное место, все же продолжила кампанию.
А вскоре все изменилось самым кардинальным образом. Смею предположить, что активность Тихановской возросла после того, как ее поддержали представители штабов арестованного Виктора Бабарико и уехавшего из Беларуси Валерия Цепкало. 16 июля штабы договорились об объединении и представили общие цели: призыв к голосованию 9 августа; участие в наблюдении за выборами; освобождение политических и экономических заключенных; проведение через полгода после победы своего кандидата повторных свободных выборов, в которых смогут участвовать все альтернативные кандидаты, которые сейчас находятся в тюрьме или в изгнании; возвращение конституции 1994 года, где пребывание одного лица на посту президента ограничивалось двумя сроками.
Рядом со Светланой Тихановской плечом к плечу встали жена Валерия Цепкало Вероника Цепкало и соратница Виктора Бабарико Мария Колесникова. Вместе три женщины вели агитационную кампанию объединенного штаба оппозиции.
Символом кампании стали изображение жестов Колесниковой – «сердечко», Тихановской – «сжатый кулак» и Цепкало – знак «виктория-победа». Художница Антонина Слободчикова нарисовала их в виде граффити. «Она сама нарисовала, всем понравилось, мы просто с ней связались и спросили, можно ли это использовать», – рассказала изданию «Белорусский партизан» Мария Колесникова. Из этих символов родился лозунг: «Любім, можам, пераможам» – «Любим, можем, победим».
Предвыборная кампания женского «триумвирата» стала самой яркой и вдохновляющей за всю историю выборов в Беларуси.
«Перемен требуют наши сердца»
Впервые за все годы правления Лукашенко, а он находится у власти уже 26 лет, народ так явно и массово демонстрирует свое несогласие с его затянувшимся пребыванием на посту президента и с его политикой. Причем у народного протеста нет сильного лидера, Тихановская и две ее соратницы – скорее, символ протеста, его лица, а не движущая сила. Главными двигателями протеста стали усталость от несменяемого Лукашенко, недовольство его действиями, желание перемен.
10 лет назад, в декабре 2010 года, после выборов президента, на которых по результатам ЦИК Беларуси Лукашенко набрал 79,65% голосов избирателей, а на втором месте был кандидат «против всех» с результатом 6,47%, проигравшие кандидаты вывели своих сторонников на улицу. Их протест был жестоко подавлен, лидеры арестованы. Было возбуждено уголовноe делo о массовых беспорядках. С тех пор большая часть белорусской демократической оппозиции не участвует в президентских выборах.