Протесты вокруг разработки шихана Куштау. Фото:  Аудио статьи / youtube.com

Протесты вокруг разработки шихана Куштау. Фото: Аудио статьи / youtube.com

Общее у всех ситуаций, которые мы рассмотрим ниже, одно: граждане сталкиваются с важной для них проблемой, значимость которой игнорируется или просто недооценивается властью. При этом сами граждане знают (или думают, что знают) простой способ решить эту проблему, который чиновники игнорируют по каким-то своим непонятным причинам. В итоге, казалось бы, на ровном месте власть получает яростное сопротивление гражданского общества и все чаще отступает – впрочем, не забывая мстить и гадить тем, кто оказал ей сопротивление.

История одного сквера

Не сочтите за уральский шовинизм и местечковое чванство, но первым звеном в цепи действительно массовой, неожиданной для власти и в некотором смысле успешной для протестующих активности стали протесты в Екатеринбурге весной 2019 года.

Про это много и многие писали, в том числе и автор этих строк, поэтому ограничимся кратким описанием фабулы.

Областные, городские и региональные власти под давлением крупных местных промышленников приняли решение построить новую церковь на месте сквера в центре города Екатеринбурга. Для реализации этого проекта была проведена огромная работа – в ускоренном темпе сквер был переведен в категорию земель, пригодных для застройки, выданы все разрешения, и сразу после майских праздников горожане увидели забор вокруг предназначенного к уничтожению сквера.

Несмотря на то, что это была уже третья попытка построить собор св.Екатерины в центре города, и предыдущие две вызывали протесты горожан, в этот раз все заинтересованные в строительстве силы были настроены крайне решительно. Вдохновляло их и то, что первые протесты в сквере ранней весной 2019 года были относительно малочисленными и привлекали только городских активистов.

Но оказалось, что перспектива застройки сквера волнует действительно многих горожан, в том числе и весьма далеких от какого-либо активизма. Как только она превратилась из теоретической возможности в очевидный забор и стоящих за ним угрюмых чоповцев, без какой-то особой организации в центр города вышли самые разные люди. Более того, протестовать горожане выходили несколько дней подряд и все большим числом, что в итоге сломало сопротивление властей. Ради возвращения спокойствия для храма быстро было найдено другое место, которое не вызвало никаких протестов. Любопытно, что стройка на новом месте так и не началась – очевидно, не так сильно эта церковь была и нужна.

Итогов у екатеринбургских протестов три. Первый итог положительный – сквер горожане отстояли, хотя в первые часы протеста казалось, что сторонники храмостроения пойдут до конца, в том числе и через кровь.

Второй – негативный: дело о «массовых беспорядках в сквере у Театра драмы до сих пор не закрыто, кто-то получил приговоры, кого-то вызывают на допросы, некоторым активным участникам тех событий пришлось покинуть город.

Третий – самый важный: из-за внимания к событиям в сквере всевозможных медиа и множествам трансляций с мест, методика нового протеста получила широкую известность: надо собираться в центре, а не там, где скажут, координироваться в соцсетях и в этих же соцсетях активно информировать о происходящем, не давая провластным медиа замалчивать лозунги и массовость акции или дать им какую-то свою интерпретацию.