Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Япония – традиционно коллективная культура. Для японцев конформизм и социальная гармония важнее индивидуализма, а интересы группы ставятся выше, чем желания отдельного человека. Наглядные примеры таких установок – энкай, обычай выпивать после работы с начальством, который рядовой сотрудник просто не может игнорировать, или «туалетные ланчи» – явление, когда школьники и студенты предпочитают есть свой обед в туалетной кабинке, лишь бы не сидеть в общей столовой в одиночку у всех на виду.

«Япония – маленькая страна, и всем нужно сосуществовать, – объясняет Мотоко Мацушита, консультант крупной токийской исследовательской фирмы Nomura Research Institute. – Мы должны жить вместе в гармонии – вот почему давление сограждан так велико». Социальные сети только усилили этот эффект: значимость человека может определяться по числу друзей или лайков на его странице.

Это давление спровоцировало новый сдвиг в японском обществе. Бросая вызов сложившейся групповой культуре, люди начали демонстративно делать что-то в одиночестве. Явление получило название «охиторисама», примерный перевод: «вечеринка на одного». Уставшие от навязанной необходимости делить с кем-то свое время, японцы действительно в одиночестве занимаются тем, что обычно делают в компании, – ходят в бары или поют в караоке. О новой культуре «суперсоло» рассказывают Би-би-си и исследователь современной «одинокой жизни» Аракава Кадзухиса.