Микита Микадо. Фото: Микита Микадо / facebook.com

Микита Микадо. Фото: Микита Микадо / facebook.com

Политические репрессии в Белоруссии ударяют по каждому, кто пытается бороться за свободу. В среду, 2 сентября, силовики пришли в IT-компанию PandaDoc: минский офис подвергся обыску со стороны Департамента по финансовым расследованиям, сотрудники компании задержаны. Но сооснователь компании Микита Микадо по-прежнему хочет помогать сотрудникам правоохранительных органов, которые покидают службу по принципиальным соображениям. В интервью «Деньгам» он рассказывает о том, как белорусские президентские выборы изменили IT-сообщество в стране, как он сам оказался в Кремниевой долине и на что теперь рассчитывает.

– Вы живете в США, а ваши родственники в Белоруссии. Почему вы приняли решение помочь людям в республике, в том числе и силовикам, а не просто вывезли свою семью?

– Я не могу не переживать – не только за родных, но и за свою страну. Когда я увидел это насилие, когда прочитал чужие истории, я просто не мог остаться в стороне и не помочь. Какая-то моральная черта была пройдена.

– Когда вы записывали первое видеообращение о помощи силовикам, был ли какой-то план, понимание, как дальше действовать, каким образом и в каком размере помогать, или это все спонтанно происходило?

– Было спонтанно. Просто я не верил в то, что все силовики – нечисть, и я до сих пор уверен, что большинство из них – хорошие люди. Обращение я записал с целью помочь тем, кто хочет оставаться честным, и при этом боится пойти на такой шаг из-за страха перед репрессиями. Я думал, что причина, по которой люди идут на исполнение каких-то преступных приказов, в том, что они боятся ослушаться. Они не знают, чем дальше заниматься, если их уволят, куда идти. Они хотят поступить по совести и согласно предписанию, но боятся.

Видео стало вирусным как раз потому, что в Беларуси сегодня существует система современного крепостного права. В случае неисполнения приказа, увольнения, на человека вешаются сумасшедшие долги: по контракту, за обучение, которые он должен выплачивать. Это страшно, это многих останавливает действовать по совести.

– У этой инициативы уже более 500 заявок. Можете рассказать какие-то истории, которые вам запомнились?

– Историй очень много. Все публикуются в инстаграм-аккаунте #protectbelarus. Они все заслуживают внимания и все – настоящие драмы. Истории борьбы со страхом, преследований, репрессий, запугиваний людей. Есть истории тех, кто сам отказался выходить на работу. Есть те, кого уволили за неповиновение приказам.

Например, мужчина с 2014 года находился в ОВД должности старшего контролера Исправительного учреждения, принял участие в мирной акции на станции метро Пушкинская. За это его уволили из ОВД, а также заставили отсидеть четверо суток на ИВС.

Другой мужчина подал заявление на увольнение по соглашению сторон и сообщил, что все прошло спокойно. Только дальше его может ждать отказ во въезде в родную страну. Он ушел в никуда с кредитами и финансовыми проблемами, но, по его словам, лучше так, зато с чистой совестью.

Есть истории людей, которые уже не только отказались от службы, уволились из органов, но и получили помощь, начали проходить обучение или стажировку для новой профессии, выходят на другую работу и говорят, что рады этой смене позиции. Есть видеообращения тех, кто приносит извинения белорусскому народу за действия других силовиков, говорит о том, что приносил присягу не власти, а людям, и ради них отказывается от должности.

Фото из аккаунта protectbelarus.

– По разным данным, ваша инициатива помощи собрала уже несколько миллионов долларов через Facebook. Как работать с такими объемами, их администрировать? Успеваете ли вы это делать?