Фото: Е.Кассин и В.Савостьянов / ТАСС
В сентябре 1961 года киевские друзья молодого советского поэта Евгения Евтушенко показали ему Бабий яр — урочище, где ровно за 20 лет до этого нацисты убили десятки тысяч евреев. Евтушенко был потрясен не только тем, что над Бабьим Яром не стоит памятник — на земле, в которой лежали жертвы массовых расстрелов, была устроена мусорная свалка.
За несколько часов в номере киевской гостинице Евтушенко написал небольшую поэму «Бабий Яр», которая сначала была подвергнута жесткому разгрому в СССР, а затем переведена на десятки языков и сделала Евтушенко международной знаменитостью и одним из самых заметных деятелей советской культурной дипломатии.
Об этом пишет в недавней статье в журнале The New Republic культурный обозреватель Джейкоб Силверман, изучивший 400-страничное досье ФБР о слежке за Евтушенко во время визитов поэта в США. Досье было рассекречено после смерти Евтушенко в 2017 году, однако многие имена в нем по-прежнему закрыты, замечает Силверман. Предлагаем краткий пересказ этой статьи с небольшими комментариями.