Совместное заседание президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию, 6 февраля 2020 года. Фото: Kremlin.ru

Совместное заседание президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию, 6 февраля 2020 года. Фото: Kremlin.ru

Законопроект о Госсовете внесен в Госдуму президентом РФ Владимиром Путиным. Это, вероятно, самый ожидаемый из всех законопроектов, которые должны были быть рассмотрены после внесения изменений в Конституцию – если в остальных случаях поправки сводились в основном к переносу формулировок из новых статей Конституции в федеральные законы, то в случае с Госсоветом второстепенный совещательный орган при президенте как-то нужно было трансформировать в полноценный новый государственный орган.

Интерес к Госсовету вспыхнул сразу после того, как Владимир Путин анонсировал поправки в Конституцию. Наблюдатели терялись в догадках – возникло предположение, что Госсовет станет отдельным органом власти, а место его председателя займет сам Путин после того как перестанет быть президентом в 2024 году. На тот момент поправки о возможности Путина баллотироваться бесконечно еще не было, она появилась только во втором чтении. И гипотеза о том, что он продолжит карьеру именно в этом качестве, в общем, выглядела заслуживающей внимания.

При том, что в систему органов власти Госсовет по-прежнему внесен не был – он и в обновленной Конституции появился лишь как орган, который формирует президент в рамках своих полномочий.

Законопроект о Госсовете на самом деле оказался законопроектом не только о нем самом, но и о «единой системе публичной власти» – еще одном загадочном нововведении Путина, который эксперты понимали не до конца. Предполагалось, по словам президента, что эта система как-то объединит власть государственную и муниципальную, которые согласно Конституции существуют отдельно.