Валентин Распутин в селе Монастырщино близ Куликова поля, 1978

Валентин Распутин в селе Монастырщино близ Куликова поля, 1978

Фото из семейного архива Григорьевых

Писатель Валентин Распутин (1937–2015) – один самых ярких представителей «деревенской прозы» 1960-х–1980-х годов. Как и другие писатели-«деревенщики» (Виктор Астафьев или Василий Белов), Распутин описывал современный ему советский сельский быт как социальную трагедию, цивилизационную гибель.

Прямо указать в советской печати на подлинные причины этой трагедии – коллективизацию и раскулачивание – в то время отважился только Солженицын (тоже отдавший должное деревенской тематике в своих ранних рассказах), другие же «деревенщики» предпочитали объяснять социальное и моральное крушение праведного деревенского уклада вторжением чуждой, бездушной городской цивилизации.

Заметим в скобках, что степень свободы, которую цензура в некоторых случаях позволяла «деревенщикам», всё равно потрясала: сейчас об этом немного странно вспоминать, но в 1970-е годы даже невинная фраза: «Молись, Мария!» из финала повести «Деньги для Марии» (1967) воспринималась как невиданный нонконформизм, глоток свободы в унылом советском контексте.

После крушения СССР (и мгновенного упадка читательского интереса к деревенской тематике), Распутин, как известно, занял радикально антилиберальную позицию, став, в частности, в 1990 году одним из авторов печально знаменитого «Письма писателей России» («русофобия в средствах массовой информации СССР сегодня догнала и перегнала зарубежную, заокеанскую антирусскую пропаганду» и т.д.).

В книге американского писателя и литературоведа Максима Д. Шраера «Антисемитизм и упадок русской деревенской прозы: Астафьев, Белов, Распутин» (выходит в издательстве Academic Studies Press) анализируется связь художественного творчества писателей-«деревенщиков» с их общественной и публицистической позицией. С любезного разрешения автора мы публикуем журнальный вариант отрывка из главы «Валентин Распутин. Экологический антисемит на перепутье истории».