
Юло Соостер. Глаз в яйце, 1962. Художественный музей, Тарту
«Я помню, с каким презрительным сожалением смотрели художественные советские комиссии на работы Юло Соостера, – написал однажды художник Михаил Гробман, присутствующий и в этом фильме. – Им и в голову не могло прийти, что эти работы останутся в искусстве, а все их имена будут стерты, как пыль, и забыты навсегда».
Мы дожили до этих времен. Московская и таллинская премьеры фильма режиссера Лилии Вьюгиной о Соостере, приуроченные к датам его рождения (17 октября 1924 года, остров Хийумаа) и смерти (25 октября 1970 года, Москва), состоялись, соответственно, в Третьяковской галерее, где его работы давно в постоянной экспозиции, и главном эстонском музее KUMU. В последнем был невероятный, ошеломляющий по карантинным временам аншлаг, свидетельствующий о реальном месте Соостера в иерархии искусства Эстонии, которая когда-то от него отказалась. Поэтому он стал московским героем.
Кадр из фильма «Юло»: в мельницу вмонтирован ранний автопортрет Соостера
Культовый персонаж
Его очень короткая жизнь вместила несколько эпох – довоенную свободу в маленькой буржуазной стране, послевоенный ГУЛАГ и мучительное завоевание оттепельной, но не слишком гостеприимной Москвы.
«Для наших художников Соостер был гуру», – говорит о нем филолог Виктория Мочалова, в прошлом – жена художника Ильи Кабакова, близкого друга Соостера и его постоянного соседа по мастерским. Сначала подвальным, потом, в конце 1960-х, чердачным, устроенным под крышей дома страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре. Шестой этаж без лифта, черная лестница, по которой мощный Юло один поднимал на спине холодильник.
Кадр из фильма «Юло»
Какая страшная была система. Сколько всего уже известно, но каждый раз, знакомясь с судьбой того или иного человека, видишь, что уничтожала она лучших.
Спасибо!