Камала Харрис и Джо Байден. Фото: Andrew Harnik / EPA / TASS

Камала Харрис и Джо Байден. Фото: Andrew Harnik / EPA / TASS

Выборы в США позади. Вернее, конечно, впереди еще пересчет голосов, судебные процессы, которые собирается инициировать команда Дональда Трампа, а также официальное подведение результатов и голосование выборщиков в первый понедельник после второй среды декабря. Но мало кто сомневается, что в январе в Соединенных Штатах появится новый президент.

На первый взгляд, тандем президента Джо Байдена и вице-президента Камалы Харрис представляет собой перелицованное воплощение команды Барака Обамы: Байден восемь лет был его тенью, а Харрис – небелая женщина – новый Барак Обама и Хиллари Клинтон сразу. Среди демократов по-прежнему популярна точка зрения, что президент Трамп был досадной случайностью, неверным поворотом, и вот теперь можно будет продолжить поступательное развитие страны с того места, где оно было прервано. Однако возвращения к Америке 2016 года не будет, а новая администрация столкнется совсем с другими вызовами и будет решать совсем не те проблемы, которые стояли перед Соединенными Штатами четыре года назад.

Во-первых, Дональд Трамп, конечно, проиграл выборы. Но он проиграл их, набрав более 70 миллионов голосов американских избирателей, – больше, чем собирал кто-либо на президентских выборах в США до 2020 года. Байден получил еще больше – но это преимущество не даст ему возможности игнорировать почти половину американцев, поддержавших ужасного Дональда Трампа. Демократы вряд ли хотят продолжения раскола, сотрясавшего общество на протяжении четырех лет, – но для этого им надо придумать, что предложить республиканским избирателям.