В конце октября руководство Би-би-си сформулировало новый гайдлайн – список инструкций по поведению сотрудников в социальных сетях. Под запретом оказались критика коллег и публикация сенсационных инсайдов с личных аккаунтов, отныне журналисты должны вести свои соцсети так, как если бы делали это от лица компании. Кроме того, представителей Би-би-си обязали избегать так называемой показной добродетели (virtue signalling). В Кембриджском словаре этот термин определяется как попытка показать собственную добродетельность, например, выражая мнение, которое будет приятно определенной аудитории.
С одной стороны, подобный запрет призван подчеркнуть стремление британского телерадиовещателя к непредвзятости. В пояснении к новым правилам говорится: «В мире, разделенном спорами и разногласиями, беспристрастность становится более важной ценностью, чем когда-либо. Беспристрастность, подразумевающая, что мы не занимаем ничью сторону и осмысливаем все точки зрения, поможет тем, кто сталкивается с необходимостью сформулировать позицию в этом разобщенном мире». С другой стороны, возникает вопрос: не убьет ли подобное правило авторскую журналистику?
Критику одной стороны можно принять за поддержку другой, а личные симпатии – за показную добродетель. В таком случае работа колумнистов и обозревателей лишится смысла, а журналистика сведется к перечислению новостей – ведь любая интерпретация является субъективной, а значит – личной точкой зрения в пользу одного и против другого. Это лишь одна из этических дилемм, которые возникли за последние годы в связи с темой показной добродетели. Обвинения в virtue signalling высказываются в адрес не только журналистов: любого инфлюэнсера в твиттере, инстаграме или на ютубе можно обвинить в поддержке популярной точки зрения ради раскрутки.
Одни считают ее препятствием, которое ведет к размытию понятий и обесцениванию реальных проблем. Другие – хитрым аргументом, который можно беспроигрышно использовать в любой дискуссии: достаточно обвинить оппонента в неискренности. Так что такое показная добродетель на самом деле?