Повод для разговора у нас сегодня такой, что просто не обойтись без пространной цитаты: тут каждая деталь важна, и каждое слово может стать предметом для продолжительной медитации. Итак. «В Карелии готовят к открытию необычный объект – “Бутафорский концлагерь”. Как сообщает ГТРК “Карелия”, в деревне Ватнаволок Кондопожского района построили копию концлагеря, в котором “будут воспроизведены жизнь и быт малолетних узников финских лагерей”. В декабре “Бутафорский концлагерь” примет первых школьников. Привозить их планируют по выходным. Для школьников в музее будет подготовлена программа под названием “Патриотические выходные”. “Первые группы школьников планируют принять в начале декабря. Уже возведены дощатые бараки, пулеметные и смотровые вышки”, – говорится в сюжете. Созданием музея занимается фонд “Открытые возможности”, получивший на эти цели президентский грант. При создании объекта были использованы декорации снятого в Карелии фильма “Весури”, посвященного малолетним узникам».
Между прочим, фонд «Открытые возможности», которым руководит заведующая одним из петрозаводских детских садов Наталья Абрамова, занят действительно важными вещами: у него несколько проектов, цель которых – помочь адаптироваться детям с особенностями развития. Но за такое, видимо, президентский грант не получишь. Приходится расширять сферу интересов.
И еще нюанс: поначалу макет лагеря собирались возводить в селе Кондопога, работы даже уже начали, но местные жители неожиданно воспротивились. В конце концов, договориться удалось с владельцем одной из турбаз по соседству. На ее территории и будет располагаться этот оазис патриотизма.
Ненависть против памяти
Тема оккупации Карелии – большая, сложная и важная. Финские лагеря – реальность, некоторые их узники еще живы (кстати, на странице фонда «ВКонтакте» можно ознакомиться в том числе и с воспоминаниями некоторых из них – судя по всему, проект концлагеря сейчас ключевой для «Открытых возможностей» и его усиленно продвигают). И забывать про такое нельзя, и серьезные исследования в этой сфере просто необходимы. Это все понятно.
Но тут ведь замысел пошире: детский тур, извините, выходного дня с погружением в быт узников концлагерей, – это нечто большее, чем мемориальное мероприятие. Это способ (и подозреваю, к сожалению, что вполне эффективный) выстроить отношение не только к прошлому, но также и к настоящему. Способ заставить детей увидеть чудовищ и палачей в ближайших соседях.
О путинском псевдорелигиозном культе Великой отечественной много говорится. Хочется ведь понять, зачем это все государству понадобилось. Карельская история с макетом концлагеря подсказывает один из вариантов ответа. Ну, например, затем, чтобы концепт «страны в кольце врагов» не терял своей актуальности. Наиболее рьяные из патриотических пропагандистов давно уже описывают войну как «противостояние России с первым Евросоюзом, который создал Гитлер». Или даже со вторым – потому что первый создал Наполеон. Тема вражды должна оставаться свежей, это определяет и круг интерпретаций тех давних событий, и способы навязывания правильных интерпретаций. Там – враги, они только и думают, как бы нас уничтожить, других целей и мыслей у них нет. Доказательства? – Пожалуйста: во время Второй мировой все так и было, а значит, ничего и теперь не изменилось. И если вам кажется, что наше руководство как-то неправильно действует, вы на самом деле просто работаете на врага. Потому что руководство готовится нас защитить от нового нападения западных варваров, а вот с вами еще разобраться надо – просто ли по недомыслию вы поддерживаете оккупантов или это сознательный выбор?