Александр Петриков специально для «Кашина»
Карабахская война этой осени – такое отчасти путешествие в прошлое, открытый урок истории, и тему его, наверное, стоит сформулировать так, что давайте посмотрим, до какой степени недавно был 1988 год. Всего 32 года, многие действующие лица (во главе с Михаилом Горбачевым!) живы до сих пор, ну и сам конфликт, который числился замороженным, ожил моментально, превратился в полноценную войну и, забрав положенное количество человеческих жизней, снова заморозился, скорректировав и реальные границы между странами, и «геополитику» в том смысле, что по итогам войны присутствие, в том числе военное, Турции в Азербайджане стало фактом. Турки, как все, наверное, великие народы, умеют мыслить десятилетиями и веками. Мы – не помним, что было вчера.
Для Армении и Азербайджана 1988 год – точка отсчета новейшей истории, стартовая позиция, с которой обе республики отправились в постсоветское будущее. В 2020 году, когда случилась новая война, общественное мнение в России неумело, непривычно и во многом с подачи российской власти, не спешившей выручать армян, едва ли не впервые за десятилетия посмотрело на чужую войну не глазами воюющих сторон, а с собственной точки зрения – не только ангажированные политологи, но и обыватель отнесся к этой войне так, что, наверное, умирать за Степанакерт российскому солдату не стоит. Еще раз заметим, что эта точка зрения явилась во многом продуктом манипуляций (и известно, что российское военное присутствие и в Сирии, и в Африке, и даже на Украине никаких особенных протестов не вызывало), но даже если так – манипуляция оказалась умелой, умирать за Степанакерт действительно никто не захотел.
Логично поэтому и на 1988 год посмотреть хотя бы сейчас не с позиции Армении или Азербайджана, а с позиции России. Это должно быть очень интересное упражнение, поскольку не все, наверное, понимают, что России как таковой тогда не было. Армянская ССР – это была, в общем, та же самая Армения, которая капитулировала полторы недели назад. Армения тогда уже была, и Азербайджан был. России не было, была полувиртуальная РСФСР во главе с образцово-бессмысленным Виталием Ивановичем Воротниковым, и был союзный центр, вообще никак не ассоциировавший себя ни с Россией, ни с русскими.