Книжный сервис «ЛитРес» и образовательная компания «Like Центр» провели опрос среди более 7 000 респондентов из различных социальных групп, чтобы сравнить читательские предпочтения и привычки. Как сообщает «ЛитРес», самыми читающими оказались студенты – 27% опрошенных заявили, что читают каждый день. Предприниматели, у которых есть ежедневная привычка к чтению книг, отстали от них меньше чем на один процентный пункт (26,1%).

Самой «мало читающей» группой оказались наемные сотрудники. Всего 18% респондентов в этой категории читают каждый день, при этом более 23% респондентов из этой категории вообще читают раз в месяц и реже.

Абсолютно все респонденты вне зависимости от уровня дохода (от 30 000 до 300 000 рублей и выше) чаще всего отмечали, что ежемесячно тратят на книги в месяц менее одной тысячи рублей. Самыми «щедрыми» логично оказались респонденты с достатком более 300 000 рублей – они чаще остальных тратят на книги более пяти тысяч рублей ежемесячно, при этом 70% из них – женщины. Люди с ежемесячным доходом от 100 000 до 300 000 рублей чаще других тратят на книги от одной до пяти тысяч ежемесячно.

Для самообразования и развития читают 59% респондентов – это был самый популярный ответ. На втором месте – профессиональное развитие и обучение новым навыкам (21,5%), на третьем – поиск мотивации и вдохновения в литературе (7,7%). Интересно, что только 6% читают книги для развлечения. У предпринимателей самым востребованным жанром закономерно оказалась профессиональная и бизнес- литература – её выбрали почти половина опрошенных из категории. Этот же жанр лидирует и у наемных сотрудников. Студенты чаще всего выбирают художественную литературу, служащие – художественную литературу и книги по психологии и мотивации, а руководители – профессиональную литературу и книги по психологии.

Опрошенным также предлагалось ответить, какие авторы привлекают их больше всего. На первом месте оказались зарубежные современники, их выбирают 70% респондентов, на втором – русские современные писатели (47,3%). Зарубежные и отечественные классики – на третьем и четвертом местах соответственно. У предпринимателей лидером симпатий оказалась книга «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки. На втором месте – «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд, на третьем – «Подсознание может все» Джона Кехо. В список самых упоминаемых также попали «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови, «Думай и богатей» Наполеона Хилла, «Алхимик» Паоло Коэльо и «Финансист» Теодора Драйзера.

У наемных сотрудников в лидерах оказался Михаил Булгаков с «Мастером и Маргаритой», немного отстал от него «Атлант расправил плечи», а замыкает тройку самых упоминаемых любимых произведений «Подсознание может все». Этот же рейтинг актуален и для руководителей. Студенты и служащие чаще всего выбирают Булгакова и Айн Рэнд, а также отмечают произведения Лермонтова, Александра Дюма, Федора Достоевского и современника – Михаила Лабковского.

В опросе участвовали респонденты из разных городов России. Больше всего ответов поступило из Москвы и Московской области (22,5%), Санкт-Петербурга (5,1%), республики Татарстан (5%), республики Башкортостан (5%), Краснодарского края (4%), Свердловской (3,2%) и Челябинской (3%) областей.