В новогоднем выпуске подкаста «Товарищ иностранец» ведущая Настя Седухина и шеф-редактор «Денег» Ольга Проскурнина решили поговорить о том, как иностранные предприниматели за границей адаптировались к новым коронавирусным реалиям. Обычно новогодние праздники — это самое прибыльное время для многих индустрий. Но в 2020-м дела обстоят совсем иначе. О том, как предприниматели-энтузиасты справляются с пандемическими вызовами, рассказывают Мюриэль Руссо-Овчиников — художница, со-основательница и автор концепции сети ресторанов «Жан-Жак» в Москве, а также Симон Делоне, основатель турагентства для иностранцев Put-in Tours и глава объединения французских предпринимателей в России RED.
Полная расшифровка подкаста доступна для подписчиков Republic с небольшими сокращениями для удобства чтения.
Ольга: Этот год для бизнеса очень непростой. А иностранцам, которые работают в России, наверное, было особенно сложно, потому что их бизнес во многом завязан на других иностранцах. Можете рассказать, как ваш бизнес отреагировал на пандемию и российский карантин, которого как бы и не было. Было это для вас шоком, большие ли были финансовые потери или, наоборот, что-то удалось даже заработать? Как это, в общем, вы пережили?
Симон: В начале 2020 года у нас была очень интересная перспектива, мы были очень динамичные и ждали огромных результатов. В конце марта все закончилось. Клиентов больше не было ни одного, потому что мы работаем с иностранцами. В момент, когда закрыли границу, наш бизнес остановился. Сперва мы не очень боялись. Думали, эта история на два-три месяца. Ну, может быть, сделаем первый отпуск за три года и всё будет отлично. Ждали, ждали… пока не поняли, что ждем слишком долго. Конечно, когда я говорю «мы ждем», это не значит, что мы просто сидим. Мы всегда работали и пробовали делать что-то другое. И сейчас работа понемногу начинается, но это совсем не как раньше.
Мюриэль: Для меня, на самом деле, конец 2019-го — начало 2020го — это была просто эйфория, потому что я поменяла свою жизнь. Начала свой новый проект «Давай-давай», очень хорошо прошла моя большая выставка в Музее Москвы. Мы поехали во Францию. Там чем-то заболели (возможно, коронавирусом одними из первых,), но были очень-очень веселые. Помню, думали, что 2020 — такая уникальная цифра, которая как-то повлияет на нашу жизнь … И мы получили уникальность! (смеется) С ресторанами просто была катастрофа. Весной я открыла один новый «Жан-Жак» на Цветном бульваре — и его сразу пришлось закрыть..
Я думаю, что в России быть героем — это философия всей жизни. Но когда приходится быть героем каждый день, возникает усталость, а это проблема. С другой стороны, именно за это я и обожаю жизнь в России — за то, что вы всегда находите в себе новые силы, о которых даже не подозревали. Плюс, когда всё это началось, сразу возникла поддержка между людьми, все стали друг другу помогать. Как в колхозах или, может быть, коммунальных квартирах (улыбается). Попробуем выжить. Мы в режиме выживания сейчас.
Ольга: «Давай-давай» — это авторский мерч Мюриэль: она превращает свои картины в одежду, в сумки, во всякие полезные предметы, которые можно на себе носить. А у Симона хотела уточнить про объединение RED — сколько туда входит предпринимателей и как выживают они?
Симон: У нас около 70 человек. Этот год был, конечно, тяжелый, но появилось много новых членов. Среди них есть люди, которые сейчас работают очень много, у кого-то дела даже отлично идут. Например, сфера IT, дизайн и маркетинг. А вот рестораны и продукты питания — это совсем другая история.
Настя: Вы говорили, Мюриэль, про колхоз, про солидарность, про совместную поддержку. А вот если говорить про государственные меры поддержки, то вы как иностранцы, что-то получили от российского государства для своего бизнеса?
Симон: Мы получили. Я — два раза по 12 тысяч рублей.
Настя: И все? А льгот по налогам никаких не было? Выплачивать налоги позже, может быть, можно сейчас?
Симон: Ну, когда фирма или компания зарабатывает ноль, а вам можно не платить налоги с прибыли… О’кей.
Ольга: Может быть, французское государство как-то помогает французам, которые здесь делают бизнес?
Симон: Нет, французское государство помогает только французским фирмам.
Мюриэль: Если у них филиалы во Франции, они получили помощь во Франции.
Настя: Мы решили сравнить меры поддержки в России для предпринимателей с мерами поддержки за рубежом — и поговорили с соотечественниками в Берлине и в Париже. Давайте сейчас послушаем, что нам рассказал Александр Грюнер, это владелец берлинского гастробара Kvartira 62.