Сон в руку: отпечатки ладоней — один из распространенных (и самых загадочных) мотивов первобытного искусства. На снимке — изображения в одной из пещер на острове Борнео.

Сон в руку: отпечатки ладоней — один из распространенных (и самых загадочных) мотивов первобытного искусства. На снимке — изображения в одной из пещер на острове Борнео.

Фото: wikipedia.org

Американский физик-теоретик Брайан Рэндолф Грин образцово сочетает в себе талант большого ученого и дар выдающегося просветителя. Один из самых известных современных космологов, содиректор Института струн, космологии и астрофизики (ISCAP) Колумбийского университета, Грин чрезвычайно много делает для популяризации научного знания: читает просветительские лекции по всему миру, организовал Всемирный фестиваль науки, а его книга «Элегантная Вселенная» (есть по-русски) стала эталонным примером того, как можно объяснить не-специалистам сложнейшие вопросы физики (в случае Грина – теорию струн).

В своей новой книге «До конца времен: Сознание, материя и поиск смысла в меняющейся Вселенной» (только что вышла в издательстве Альпина нон-фикшн) Брайан Грин показывает (цитируем издательскую аннотацию), «как в противоборстве двух великих сил – энтропии и эволюции – развертывается космос с его галактиками, звездами, планетами и, наконец, жизнью»:

Почему есть что-то, а не ничего? Как мириады движущихся частиц обретают способность чувствовать и мыслить? Как нам постичь смысл жизни в леденящей перспективе триллионов лет будущего, где любая мысль в итоге обречена на угасание?

В отрывке из главы «Мозг и вера», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, Брайан Грин размышляет над происхождением религии, обсуждая известную теорию о том, что источником первобытных религиозных практик (в частности, обряда похорон), возможно, послужили сновидения…