Коллаж из архивных фотографий участников паблика "Казанский феномен"

Коллаж из архивных фотографий участников паблика "Казанский феномен"

Мария Покровская

26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования Советского Союза. Одни определяют это событие как трагедию и крупнейшую геополитическую катастрофу XX века, другие — как закономерный финал жестокого эксперимента над страной и возможность развернуть экономику от бесперспективного социализма к доказавшему эффективность капитализму. Но если тогда казалось, что с советским прошлым покончено раз и навсегда, в 2021 году очевидно: полностью распрощаться с этим наследием нам не удалось. Обращаясь к вербальным и визуальным свидетельствам советского периода, авторы проекта «СССР: 30 лет спустя» на протяжении всего года будут искать ответы на простой вопрос: почему всё так?

Первый наш собеседник — автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970х- 2010х» Роберт Гараев (она вышла в конце 2020-го года в издательстве Individuum). Школьником он попал в «Низы», одну из казанских банд. А несколько лет назад начал разбираться, откуда взялся «казанский феномен» — полторы сотни подростковых группировок, годами терроризировавших весь город. В результате получилось масштабное исследование не только темных сторон жизни в столице Татарстана, но и советской молодежной преступности в целом.

Одно из утверждений, которое меня зацепило в вашей книге — то, что Казань скрывает информацию о прошлом. По сути, это травма целого города, которая не проговорена и не проработана. Сейчас в Казани царит урбанизм и, очевидно, никаких внешних следов бандитской романтики не осталось. Но как бы вы оценили глубину этой травмы, глядя из сегодняшнего дня?

С одной стороны, казанским чиновникам удалось справиться с клеймом бандитского города. Мои коллеги постоянно говорят: «хотим поехать в Казань, там клево» — и находят там много хорошего. Туристам травму за месяц понять невозможно. Когда начинаешь общаться с местными людьми, то выясняется, что каждый наполнен этой историей: у кого-то родственник был в банде, у кого-то одноклассник, а кто-то и сам.

Умалчиваются эти истории по простой причине: во-первых, есть неглаcное правило не брать бывших участников группировок в силовые структуры, а во-вторых, участник ОПГ не может стать чиновником на любом уровне. Хотя, на самом деле, эти правила нарушаются. Что такое участник ОПГ? Это же моя собственная история: с 14 до 16 лет я был в молодежной группировке. Естественно, это на меня повлияло, но не сделало боевиком. Скорее, наоборот, подействовало в обратную сторону [сейчас Роберт работает экскурсоводом в Еврейском музее и центре толерантности, а до этого был, например, диджеем — Republic]. Другое дело — если бы мне в это время было лет 20–25 и я бы убивал и грабил.

А травма — да, она такая: непонятно, как на эту неудобную тему говорить. Я и в книге писал, что постоянно чувствовал какое-то сопротивление города. Кто-то, кстати, ревнует к этой теме: силовики, например — «мы расследуем, мы и должны писать». Или кто-то из тех, кто прошел группировку, считает, что он лучше знает вопрос, чем какой-то «москаль» — так как я уже 20 лет живу не в Казани, а в Москве, то воспринимаюсь как посторонний. На самом деле, мне удалось преодолеть это умолчание только благодаря тому, что я живу на расстоянии от Казани. Понимаете, находясь внутри, испытывая это сопротивление каждый день, видя соседей и знакомых, я не думаю, что смог бы осилить эту тему. Мне нужен был ракурс издалека.

Получается, что люди умалчивают о своем прошлом, в том числе, из карьерных соображений, но в реальности этот фильтр бывшим участникам молодежным группировок удается преодолеть?

Да, я знаю, что люди как-то себя из этих списков вычеркивали — мне говорили, что у кого-то получалось. Один из героев книги мне рассказывал, как был участником группировки, а потом работал в казанской милиции. Но это было в начале 90-х годов. По его же словам, в то время охотно брали в милицию бороться с группировками тех, кто прошел эти группировки, потому что эти люди прекрасно понимали структуру изнутри. Это скорее была их преференция.

Я, собственно, только после вашей книги поняла контекст, в котором происходили события в ОВД «Дальний». Стало понятно, почему там всё так было — просто потому, что вокруг Казань с её прошлым.

Когда у меня в паблике заходила речь об ОВД «Дальний», люди, прошедшие всю эту уличную школу, были просто в ужасе. Они подтверждали, что в этом «Дальнем» действительно было страшно. И вообще, по мнению героев моей книги и людей, связанных с уличным движением в Казани, казанская милиция действовала на порядок жестче, чем это делали их коллеги из других регионов. Возможно, это вызвано было ситуацией в городе, им приходилось так делать, но это факт.

— Система так выстроена, что сложно понять, с чего всё началось.

Да, где-то началось, завертелось, и дальше — насилие на насилии. С одной стороны, группировки пытаются ограничить насилие, возглавив его. Уличные понятия и правила направлены против беспредела. Но насилие — иррациональная вещь. Когда пытаешься его удержать, насилие, наоборот, выплескивается в разных непонятых формах. Как пинг-понг, оно отлетает от одних к другим и просто увеличивается, увеличивается бесконечно.

Коллаж из архивных фотографий участников паблика «Казанский феномен»

Мария Покровская

Мне интересным показалось ваше наблюдение о том, что в Казани времен молодости Шаляпина уличные бои «стенка на стенку» были чем-то вроде спорта. Потом это наложилось на советскую практику подавления общества с помощью насилия, лагерей — и появился казанский феномен.

Вы хотите сказать, что это отражение тоталитаризма в какой-то степени?

Да. Плюс традиционное молодечество, исторически закрепившееся в конкретной городское среде.

Да, верно и то, и другое. Но тут важен ещё один нюанс. Государство обычно является монополистом насилия. А неформальная структура, которая повторяет функцию государства, потому что сама является мини-государством, становится его конкурентом в области насилия. И государство при этом не обязательно должно быть тоталитарным. В США нет тоталитаризма, но там до сих пор действуют уличные банды.

Но в США сильное государство при всем при этом.

Да. Только там этнические группировки, и они связаны с наркорынком. Казанские группировки строились по территориальному признаку. Понятно, что деление города на эти самые территории и драки стенка на стенку пришли из сельского менталитета. Когда Казань в пятидесятые годы прошлого века начала быстро расти, то приток нового населения был в основном из сельской местности и в какой-то момент приезжие стали переносить свои обычаи в городскую среду. А по поводу США я у социолога Светланы Стивенсон вычитал, что если в бизнесе ОПГ появляются наркотики, то все становится значительно жестче: крови, убийства, смертей значительно больше.

В России у организованной преступности к 1990-м годам появилось более широкое поле деятельности, чем наркорынок — просто в силу того, что государство ушло из экономики. Можете ли вы оценить размер той поляны, которую в 1990е и 2000е контролировали казанские банды?

В принципе, уже одно название «Казаньоргсинтез» — это достаточно много. Стратегическое предприятие, которое делает полиэтиленовую крошку, работает со всем миром, оборот на миллионы долларов — и вдруг какая-то уличная банда, группировка «Жилка» начинает присваивать бОльшую часть его доходов. Сейчас, возможно, эти размеры покажутся смешными, но для 1980–1990х — колоссальные деньги. Другим важным источником дохода для них было предприятие «Спецавтоцентр "ВАЗ"». Обладание таким ресурсом, как автомобили «Жигули» и «Лада» в те годы — это тоже была золотая жила. А самый главный источник — это нелегальный алкоголь, паленая водка и вино. Это уже не «Жилка», это другая половина города — «Борисовские» и «Новотатарская» группировки. Горбачевский сухой закон впервые позволил организованной преступности почувствовать под собой какие-то экономические ресурсы. Водка тогда была универсальной валютой, и криминал быстренько подключился к её изготовлению.

Если говорить о сегодняшнем дне — не будем называть имен, но некоторые участники банды «Севастопольская» сейчас живут на другой стороне океана, и их доходы исчисляются миллиардами долларов.

— Чем же занимаются эти прекрасные люди?

Просто бизнес. Понятно, что все начинается с чего-то нелегального, потом переходит в серую зону, серая зона микшируется с чем-то дозволенным. А что дальше, — я туда, в экономическую часть уже не лез. Мне важнее было разобраться со структурой улиц. Вообще про 80-е в книге больше описано, чем про 90-е в. Рефлексия по 90-м — она отовсюду, из каждого утюга, а про 80-е рефлексируют меньше, но они как раз в контексте группировок самые интересные. Все необычное и странное, что происходило на казанских улицах, происходило в 1980-е. А то, что началось в 90-е, можно уже экстраполировать на всю Россию. По всей России были бандитские бригады, они все примерно одинаково выглядели. То, что было в Казани в 1980-е — это была индивидуальность. Тот самый «казанский феномен».

К тому же в 1990-е вас «отшили» от банды, как следует из текста книги, и вы этот период не застали.

Если бы даже меня не отшили, я еще был далек от того возраста, когда начинал задумываться об экономических ресурсах. Мы были «суперами», и для того, чтобы дойти [до следующей ступеньки в иерархии банды], нам надо было попытаться самим освоить какую-то «делюгу», как это называлось. Притом надо понимать, что поделили город достаточно быстро. Все основные ресурсы достались тем, кто родился между 1960-ми и серединой 1970-х. У социолога Вадима Волкова была такая статистика: больше всего участников ОПГ 1990-х родилось в промежутке с 1970 по 1974 год. Я немножечко опоздал со своим 1976 годом рождения.

Сколько из тогдашних авторитетов выжило? Насколько человеческий материал расходовался в этой среде — или люди себя как-то берегли?

Вчера был на Сухорецком кладбище [в Казани]. Там есть так называемые аллеи братвы — очень авторитетных людей из группировок Московского района. Смотришь на даты смерти — 1993й, 1994 год, 1995. Тогда была самая серьезная война, когда город поделился на две части — «Жилка» и «Севастополь» дрались. Примерно до 2000-х очень много убивали. Потом начали вскрываться болячки у людей, которые принимали наркотики, сидели в местах заключения. Туберкулез, цирроз печени, алкоголизм тот же. Сейчас, кстати, многие умирают от ковида. Поначалу, весной 2020 года участники группировок о нем шутили. А в конце года несколько авторитетных людей от ковида умерли. Например, лидер «Борисковских» Джамай, один из отошедших от дел «Тукаевских» Анатолий Чуклов. То есть, нельзя сказать, что уличные это какие-то здоровые ребята.

Естественная убыль.

На самом деле, группировка — это как класс в школе, куда ты попадаешь просто по возрасту. В твоем классе могут быть отличные ребята или совершенные отморозки. В группировках было примерно так же. Туда шли многие подростки, не только маргиналы. Но не все там удерживались — как я, например.

Коллаж из архивных фотографий участников паблика «Казанский феномен»

Мария Покровская

В вашей книге упоминается Кривой Рог как одно из мест, где зарождалась советская организованная преступность 1980-х. Я как раз в это время каждый год приезжала туда на лето к бабушке — и мои ровесницы с ужасом рассказывали о том, что в городе появились «бегуны». Это произносилось без дополнительных разъяснений, как эвфемизм слова «бандиты». В силу возраста мне с «бегунами» пересечься не довелось — и слава богу, наверное — поэтому хочу вас про них порасспросить.

Я сам с криворожскими «бегунами» списаться не смог, но одному парню из Украины — Вадиму, который ведет паблик «Эпоха криминальных войн», удалось взять интервью [у одного бывшего участника группировки] про разные забавные элементы социального строя бегунов. Например, они на дискотеках ставили песню «Белые розы» группы «Ласковый май». И во время этой песни никому нельзя было танцевать. Все поминали своих павших товарищей под песню «Ласкового мая». Кстати, участники молодежных группировок [из других городов СССР] сравнивают себя с казанскими — в Алма-Ате, в Улан-Удэ.

У «бегунов», как говорят бывшие участники, было больше всяких приборов, самодельных взрывных устройств (хотя на казанских улицах они тоже присутствовали). И ещё в их истории был очень важный момент про перемирие. В Кривом Рогу стояла какая-то пушка времен Великой Отечественной войны, и если она была направлена в одну сторону, это был сигнал к перемирию, а когда оно заканчивалось, пушку поворачивали в другую сторону. В общем, история «бегунов» мне крайне интересна. Со мной как-то девушка из Киева связывалась, которая делала арт-проект в форме исторической реконструкции криворожских «бегунов». Я её в книжку не включил — слишком поздно нашел. Хотя, по большому счету, «бегуны» должны быть представлены в джентльменском наборе группировок Советского Союза.

Раз уж вы стали экспертом по бандам, какие бы вы ещё выделили? В Тольятти, например, АвтоВАЗ полностью был под контролем бандитов, в 2000-е их оттуда выдавливал «Ростех» с помощью силового ресурса.

Вы правы, но у меня все-таки другой предмет исследования. То, что было в Тольятти — это бригады. Это уже взрослые бандиты, которые пытались заработать какие-то большие деньги. Меня больше интересуют те ребята, которые в старших классах школы сгруппировались по территориальному признаку и непонятно почему начали колошматить друг друга. Не знаю, было ли такое в Тольятти 1980-х. В 1990-е, когда трансформация произошла по всей России, к такому мощному экономическому ресурсу, как «АвтоВАЗ», много кто хотел присосаться — там и чеченцы были, и Березовский поднялся, собственно, с помощью «АвтоВАЗа».

В Алма-Ате на тему местных группировок есть пара фильмов — там эта давняя история. В Улан-Удэ вообще группировки появились в пятидесятых, но там есть ещё и национальный оттенок. Деревенских бурятов, которые переезжали в город, гоняли городские [в основном этнические русские — прим. Republic]. И деревенские буряты называли себя «чайканшистами». Они брали какие-то монгольские, восточноазиатские названия и крайне экстравагантно выглядели. Есть несколько исследований про бурятские группировки. Мне до участников этих группировок напрямую не удалось добраться, но мне они интересны.

Интересен город Ульяновск — это отражение Казани. Удалось поговорить с несколькими участниками ульяновских группировок. Там уже три поколения группировщиков. Один из пацанов, с которым я разговаривал — группировщик во втором поколении. Ему дядя рассказывал, что это движение пришло из Казани. Но в Казани сейчас оно угасает, молодежные группировки там существуют, но как-то так, на обочине жизни. А в Ульяновске прямо сейчас — полный расцвет, группировки правят городом.

В конце книги у вас приводится полный перечень казанских банд. Сколько их всего, в этом «списке кораблей»? Я бросила считать на середине.

Там около 150. Это список банд 80-х годов, мы его составляли с подписчиками группы «Казанский феномен». Одновременно все эти 150 не существовали. Как это было в 1980е: поначалу все разбивались на маленькие дворики — в каждом было по маленькой бандейке. Потом понимали: что-то мы не справляемся. Может, в одном дворе живет семь здоровых парней, а в другом только три. Так и шло объединение. Я попытался найти самые мелкие, самые первые, такие, о которых помнят только старожилы — и вот так мы с подписчиками насчитали около 150. В книге Любови Агеевой «Казанский феномен, миф и реальность» приводятся такие сведения: МВД насчитало 70 с чем-то группировок, действующих одновременно, а ВЛКСМ — около 100. Наверное, около 90–100 группировок примерно и действовало. Сильных и тех, которые на виду, было меньше (их называли иногда активными). Это была такая микрофлора города. Идешь по двору — везде где-то есть какие-то пацаны, просто так не пройдешь.

Это присуще многим советским городам того времени, конечно. Иногда говорят: да что ваша Казань, у нас то же самое было. Конечно, дрались стенка на стенку во всех городах. Но вот чего я не нашел во многих других городах — так это признаков такой же жесткой дисциплины и такого количества иерархических страт. И практически весь город был вовлечен в это.

Сколько сейчас группировок в городе, можно оценить?

МВД со мной не сотрудничало никак, хотя я им посылал запросы, но люди, с которыми я разговаривал, называли цифру 70. Я склоняюсь к 50. Многие группировки притихли или прекратили свое существование.

А что в Ульяновске?

Там город поменьше — порядка 20–30.

За счет чего они живут? Это пока что отъем денег на завтраки у младших школьников или наркобизнес и все прочее, что полагается?

Я думаю, там есть и взрослая преступность, и школьная.

При этом, проблемы с уличной преступностью на уровне России и на уровне мира сейчас нет. В последние 40 лет характер преступности меняется, в том числе и организованной. Итальянский политолог Марк Галеотти, изучавший российскую преступность, описывает современного преступника как нечистого на руку человека, связанного с чиновниками, или нечистого на руку чиновника, связанного с силовиками. Когда у тебя есть какой-то силовой ресурс, ты можешь быть настоящим преступником. А вот эта уличная штука, она имеет какие-то другие корни. Возможно, тут есть та самая пресловутая романтизация, которую у меня в книге искала и не нашла прокуратура.

Это что за история?

— Когда книга вышла в электронном формате, черт меня дернул дать интервью телеканалу НТВ. А телеканал НТВ занимается такой практикой, как выдумывание. Они выдумали толпы протестующих перед презентацией в Казани, которые против такой книги. Сказали, что там я обсуждаю запрещенное движение АУЕ. Тут же в эфире местного телеканала появляется помощник прокурора, который говорит: «Мы решили инициировать проверку. Если что, аннулируем тираж, изымем книгу из магазинов». В общем, напугали ненадолго, с одной стороны, а с другой стороны, создали рекламу.

Вы в книге подробно рассказываете о Сергее Антипове, лидере группировки «Тяп-ляп» — складывается ощущение, что это основатель движения казанских уличных банд. В интервью для книги он от всего открещивается — кроме того, что был сильным и мужественным человеком. Он жив ещё? Чем занимается?

Да, он живет в Подмосковье. В прессе Антипова называли взрослым уголовником, который управлял молодежью. Расхожее мнение, что у него был друг — школьный психолог, и они сидели и управляли молодежными группировками. А Сергей Антипов просто был авторитетный человек на районе «Теплоконтроль» [от этого топонима и произошло название банды «Тяп-ляп» — Republic]. У них была самая сильная группировка в 1970-х годах.

В 1978 году произошел злополучный пробег по территории «Новотатарской» группировки — с неразорвавщейся гранатой и убитыми мирными жителями. 28 человек из «Тяп-ляпа» были осуждены по 77-й статье «Бандитизм». Для того времени она была очень экзотической. Ведь ещё Хрущёв сказал, что банд у нас уже нет. А тут, оказывается, в столице советской Татарии есть. И вот — четырех участников пробега приговаривают к расстрелу, потом два приговора отменяют, расстреливают двоих. И об этом нигде не рассказывают, только в газете «Советская Татария» была какая-то заметка по итогам этого дела. Все это мифологизируется, и в следующем десятилетии на улицах говорят одно, а когда начинается перестройка, начинают писать другое.

Сергею Антипову при этом дают 15-летний срок за какие-то несуществующие изнасилования. Он сидит, у него есть какое-то собственное мнение по поводу случившегося. Антипов человек вспыльчивый — и когда видит неправду, то очень эмоционально реагирует. Он много раз мне звонил в ужасе: «Эти писаки опять написали такое!». И было несколько ключевых моментов, которые он хотел донести. Поэтому и разговаривали мы достаточно много. Мне кажется, материала бы на целую книгу хватило..

Когда читаешь главу про него, складывается такой образ консильери — очень скромный, в телогреечке простой, а сам при этом глава какого-то мафиозного клана. Он при делах сейчас?

Нет-нет. По его словам, он отошел от дел. Сейчас он пенсионер, ему 71 год уже, живет за городом с детьми. Вообще, он спортивный человек, любил драться в молодости. Консильери все-таки с помощью слов проблемы решают, а он спортсмен изначально. Не курящий, не пьющий, ведущий здоровый образ жизни. И это всё, скорее всего, пошло в казанских группировках от Антипова.

То есть, это автор лайфстайла казанских банд.

Да, «в здоровом теле здоровый дух». Он хорошо боксирует и вольной борьбой занимался. А молодежь района организованно ходила в качалку. Мне были знакомы истории 80-х и 90-х, а рассказ Антипова был о 70-х. Без него я этот период не совсем понимал. То есть, я хоть и родился в 1976-м, но осознанная моя жизнь — это где-то с 1983 года, когда я пошел в школу. И, мне кажется, благодаря нашим разговорам с Антиповым удалось передать эту атмосферу 70-х — в плане группировок она сильно отличается от того, что было в следующем десятилетии.

Коллаж из архивных фотографий подписчиков паблика «Казанский феномен»

Мария Покровская

В книге есть смешная история про то, как казанские группировки ожидали нападения прибалтийских панков в 1986 году, она воспроизводится самыми разными вашими респондентами. Я эту же историю знаю со слов брата-горнолыжника, который тогда был в спортивном лагере под Ригой — они ночами сидели и ждали нападения латвийских панков, которые должны были прийти и всех уничтожить по случаю праздника летнего солнцестояния. Поразительно, но эта байка кочевала по всему Советскому Союзу. Видимо, её запустил КГБ для проверки, как можно мобилизовать подростков.

Вполне возможно. Видите, вы тоже даете свидетельство в мою копилку свидетельств. Думаю, года с 1982 это пошло. КГБ боится инакомыслия, пришедшего с Запада — всех этих рокеров, металлистов, панков. И есть «наши ребята», которые могут противопоставить себя этим нацистам и панкам — можно ли как-то ими управлять? Думаю, тогда у КГБ были возможности поработать над этим. Может быть, найдется какой-то бывший участник [этой спецоперации] — я был бы благодарен такому человеку, если бы он нашел меня и подтвердил эту версию. Потому что косвенных подтверждений очень много, но пока ни одного весомого. Этот вопрос пока еще висит в воздухе, очень хотелось бы его проработать до конца.

Напоследок задам вам вопрос, общий для всех участникам нашего проекта «СССР: 30 лет спустя». В 1991 году могло показаться, что Советский Союз растворился в тумане, как будто бы его и не было — но сегодня очевидно, что этот фундамент, вся эта арматура никуда не делась. Почему все так, на ваш взгляд? Почему 30 лет спустя советские скрепы по-прежнему торчат через российскую действительность и не дают стране двигаться дальше?

Ох, какой хороший вопрос.

Это же просто как в перестроечном анекдоте про то, как на оборонном заводе пытаются собирать телевизоры, а получаются только автоматы Калашникова.

Я не считаю, что сейчас всё так же, как тогда. Конечно же, мы проделали огромный путь. Как прекрасно говорит Екатерина Шульман, мы живем в очень быстрое время. Но во времена сильных перемен люди очень много ностальгируют по прошлому. Я сам это увидел. До того, как завести паблик «Казанский феномен», я никак не был связан с «ВКонтакте». Но я начал изучать эту соцсеть и заметил, что есть огромная прослойка пабликов (а в каждом чуть ли не по миллиону человек), посвященных ностальгии по СССР. Люди просто вспоминают молодость. И от того, что она пришлась на начало 90-х, люди рефлексируют по тому времени. Это вообще особенный период — не для всего мира, именно для России. Потому что именно мы меняли тогда социализм на капитализм. Наверное, после революции 1917 года и Второй мировой эти три десятилетия — самые главные в истории страны. А то, что в нашей повседневности и в политике Путина присутствует такой ревизионизм и возвращение к советскому — мне кажется, это просто популизм. Так очень легко людей на свою сторону переманить.

Даже я из 80-х и я сегодняшний — это два разных человека. Мы, наверное, возможно, друг друга бы не поняли, если бы встретились. Я часто пересматриваю документалки и кинохронику 1980-х, а больше всего — передачу «Музыкальный ринг». Просто советую: включайте «Музыкальный ринг» и слушайте вопросы людей из зала. А там же собраны очень интересные люди, пытливые умы. Им разрешили разговаривать, а они всё еще немножко комсомольцы. У них по-другому мозг устроен, другие вещи их интересуют. Не знаю, наверное, это ностальгия по той наивности. Я был тогда ребенком, но я это впитывал и был просто счастлив. Для меня перестройка — это было какое-то счастье. Наверное, это повлияло на меня больше всего в жизни.

Роберт Гараев с одним из героев своей книги «Слово пацана» — Альбертом «Японцем»

Паблик «Казанский феномен»

Благодарим издательство Individuum за помощь в организации интервью.