Официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко / youtube.com

Главным событием минувшей недели, вне всякого сомнения, стали массовые субботние акции протеста в поддержку политика Алексея Навального, арестованного по возвращении из Германии. Кроме банальной полицейщины, власти, казалось, нечего было предложить обществу, с интересом посмотревшему последнее расследование ФБК, объявленного в РФ иностранным агентом, под названием «Дворец для Путина. История самой большой взятки» (статистика просмотров к понедельнику вплотную приблизилась к 85 млн). В этом смысле многолюдность шествий, агрессия стражей порядка и рекордное число задержаний по всей стране не могли не отвечать ожиданиям с обеих сторон.

Однако отдадим должное власти: прежде чем подавить мирный протест, она постаралась его предотвратить. Субботним событиям предшествовала работа, направленная на маргинализацию движения. И при идеальном своем воплощении эта задача должна была не просто предупредить столкновения на улицах, но и представить большинство участников митингов массой наивных, инфантильных людей, уязвимых перед грубой манипуляцией. Другими словами, власть решила разыграть детскую карту, проявив заботу о подрастающем поколении.

Исходя из этого тактического замысла, ответ на готовящиеся волнения подростков должен был быть соразмерен угрозе. Отсюда – камуфляж силовых мероприятий под суету встревоженных родителей. В ход пошли «многочисленные обращения различных объединений родителей российских школьников», рассылки по школам и родительским чатам. Веселая книга «Праздник непослушания» советского писателя Сергея Михалкова, отца человека, объявившего размах белорусских протестов продуктом «абсолютно компьютерной графики», неожиданно сделалась мрачной антиутопией («В городе не чувствовалось праздничного настроения. По улицам слонялись бледные, неумытые, нечесаные и невоспитанные дети», «Ровно в полдень первые колонны родителей организованно вступили на площадь»).

«Все мы знаем, что такое детское любопытство, – обращалось к родителям Минпросвещения, – безобидная шалость, позерство, но руками нечистоплотных взрослых все это может втянуть ребенка в противоправные действия и обернуться весьма плачевной ситуацией. Будьте максимально бдительными, интересуйтесь планами своих детей и оградите их от опасности подобных “прогулок”. Проведите этот день вместе!» / «Защитите ваших детей от втягивания их в деструктивные действия, которые могут привести к психологическим проблемам в будущем, но и к непредсказуемым последствиям в их жизни сегодня, – предупредили чиновники жителей Санкт-Петербурга. – Сейчас во многих социальных сетях звучат призывы к детям принять участие в акции, которая не только не согласована, но и является откровенной провокацией».

Популярная среди подростков социальная сеть TikTok была объявлена рассадником подпольной, растлевающей детей агитации. Ее импортозамещением сейчас занимается «Газпром-Медиа», взяв за основу приложение «Я молодец» фонда «Иннопрактика» предполагаемой президентской дочери Катерины Тихоновой.

«Масштаб агитационной кампании в TikTok, в первую очередь, призывающей несовершеннолетних выходить на эти акции, очень серьезен», – подчеркнул Валерий Фадеев, глава президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. / «Детям, в частности, там предлагали брать на эти незаконные акции беруши и иные затычки для ушей, потому что, дескать, будет использовано звуковое оружие повышенной мощности, предлагали брать с собой молоко, чтобы пить, а также промывать носоглотку, потому что якобы будет использован газ. И это тоже все рассылали», – заявил член Общественной палаты Александр Малькевич, возглавивший группу по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности Интернета.

kremlin.ru

Как на все эти увещевания отреагировало общество? Репрезентативных социсследований у нас пока нет. Политолог и экономист Алексей Захаров, а также его коллеги по объединению «Белый счетчик» и исследовательской группе «Мониторинг актуального фольклора» оценили медианный возраст участников акции в Москве в 31 год, а долю подростков младше 18 лет – в 10%.

Можно предположить, что похожий возрастной состав протестующих был и в других регионах страны. Однако власти неукоснительно следовали намеченному плану, будоража общественное воображение душераздирающими картинами детской эксплуатации. Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова на своей странице в Facebook извергала проклятья в адрес циничных устроителей митингов, стартовавших в субботу на Дальнем Востоке:

«Теперь я знаю все о человеческой подлости. Владивосток. Дети стоят живой цепью. Из-за их спин взрослые бросают в ОМОН дорожные конусы и прячутся снова. Кто эти люди? Они люди?» (эмоциональный пост, не подкрепленный ни видео- или фотосъемкой, был незамедлительно процитирован государственными информагенствами).

Курс на убеждение родителей дополнился более традиционной для российского государства линией устрашения. Официальные медиа наводнили тексты с заголовками «Источник: “Эхо Москвы” могут лишить лицензии за публикацию призывов к насилию» (ТАСС), «Депутат ГД предложил сажать за вовлечение подростков в незаконные митинги» / «СК возбудил дело о вовлечении несовершеннолетних в акции протеста» (РИА Новости).

Дополнительным аргументом, подтверждающим незаконность мирных собраний, в устах официального представителя Следственного комитета Светланы Петренко стала необходимость соблюдения санитарно-эпидемиологического режима. Напомним, что на неделе статистика заболеваемости в Москве упала до значений сентября. В городе возобновили работу музеи и театры, а дети – как это, собственно, произошло по всей стране – снова пошли в школу. Уличные протесты, однако, обещали обратить вспять все эти хрупкие улучшения, убеждала главный санитарный врач столицы Елена Андреева в эфире «России 24»:

«Именно вот это массовое мероприятие может привести к тому, что через 10–12 дней мы увидим резкий подъем заболеваемости в городе, который опять будет вынуждать нас вводить те ограничительные мероприятия, от которых мы только ушли».

duma.mos.ru

Тем временем в СМИ попало распоряжение замминистра внутренних дел Виталия Шулика, в котором тот с конспиративной смекалкой поручил «организовать проведение личным составом 22–23 января 2021 года мероприятий по обеспечению чистоты и порядка в служебных помещениях». Субботним утром в Москве внезапно активизировались коммунальные службы – в частности, на Пушкинской площади, где сторонники Навального ранее анонсировали акцию протеста. Cо стороны Страстного бульвара начали перекладывать тротуарную плитку. Впрочем, дальнейших событий это все равно не предотвратило.

Агентство Reuters оценило численность участников протестов в Москве в 40 тысяч – в 10 раз выше, чем это позже сделали в МВД. Оценки координатора проекта «Белый счетчик» Дмитрия Нестерова – 15–20 тысяч, ФБК – 50 тысяч. В масштабах страны глава сети региональных штабов Навального Леонид Волков заявил о не менее чем 250 тысячах вышедших на улицу: «скорее – где-то 300 тысяч».

«Нет, вышло мало людей, много людей голосуют за Путина», – прокомментировал итоги субботы пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в программе «Москва.Кремль.Путин».

Под стать рекордным цифрам участия число задержанных – свыше 2,5 тысяч человек, согласно данным «ОВД-Инфо» (предыдущий пик 2017 года – 1769 задержанных).

Символично, что под занавес рабочей недели, лейтмотивом которой стали попытки государства оградить молодежь от протестных настроений и участия в уличной политике, Владимир Путин внес в парламент законопроект, отменяющий предельный возраст для назначаемых президентом госслужащих. Воинствующая геронтократия отказывается всерьез разговаривать с «детьми», родившимися и выросшими при Путине. Однако это не лишает тех желания быть услышанными и настаивать на собственной версии будущего – во избежание «психологических проблем» и «непредсказуемых последствий в их жизни». В свежих Хрониках госкапитализма:

Госзаказчики. «Эта линия поведения обязательна»