С одной стороны, все выглядит печально: при населении в 1,3 млрд человек доля Черного континента в мировом ВВП – 2%, в международной торговле – 3%. По оценке ООН, на каждого африканца выходит менее $2000 дохода в год. А десятки миллионов живут вовсе на два бакса в день. В то же время у стран Африки самые высокие темпы экономического роста, а ВВП на душу Эфиопии в 2019 году увеличился на фантастические 193%. И это не просто бюрократический пузырь: хайвэи и небоскребы Аддис-Абебы с офисами крупнейших мировых корпораций местами похожи на какой-нибудь Хьюстон.
Схожий процесс человечество уже наблюдало, когда производства массово мигрировали из США и Европы в Китай и Филиппины. А сегодня эфиопский рабочий стоит в пять раз дешевле азиатского. Да и сами китайцы лидируют по инвестициям в Африку.
Место силы
Впрочем, нынешняя Африка похожа на Китай при Дэн Сяопине разве что численностью населения, миграция которого из деревни в город дает мощный экономический эффект. Поднебесная, пусть и коммунистическая, выглядела значительно привлекательнее для инвестора: политическая стабильность, дисциплинированное, грамотное, национально однородное население. Со старта имелась неплохая инфраструктура, энергетика, тяжелая промышленность. В 1989 году, когда танки не щадили студентов на пекинской площади Тяньаньмэнь, в Ботсване (одном из самых развитых ныне государств Африки) имелось 12 км дорог с твердым покрытием и 22 жителя с высшим образованием. Для Китая те молодежные выступления остались событием исключительным, а в Африке ныне 55 независимых государств, в которых за 1960–2015 годы произошли две сотни военных переворотов.
В любом учебнике по экономике описаны элементарные условия, которые привлекают инвестора из-за рубежа. Это удобная налоговая система, перспективный рынок, простота бюрократических процедур. Вложения должны быть как-то защищены: справедливыми судами, демократической системой, на худой конец словом сильного стабильного диктатора. Но в странах «Африки южнее Сахары» чаще встречался коррупционный, а не реформаторский авторитаризм. Рынок? В сравнительно успешной Руанде, «африканском Сингапуре», до сих пор 5 автомобилей на тысячу жителей.