Москва имеет все основания приветствовать итоги прошедшей 19 февраля специальной сессии Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, несмотря на недовольство МИД РФ, что Россию туда «не позвали» (формально это была сессия союзников по НАТО, посвященная «трансатлантическому единству»).
Главная позитивная новость состоит в том, что «худшего не случилось». Единый антироссийский фронт США и Европы «после Трампа», о критической опасности которого для России предупреждали аналитики (предрекая, что все может закончиться чуть ли не «новым Брестским миром»), воссоздан не был и перспективы его появления более чем туманны.
Байден зовет на фронт
При том что в дебютном выступлении в качестве президента США Джо Байденом была сделана сильная заявка именно на это – на быстрое восстановление единого фронта западных демократий против России и Китая, чей развивающийся авторитаризм несет демократии смертельную угрозу. «Мы находимся в моменте исторического перелома», – говорит Байден.
Президент США выступил с речью либерального ястреба, исполненного уверенности в «конце истории» после 1991 года. Он призвал к «новой глобальной холодной войне против авторитаризма и в защиту демократии», к возрождению непримиримого ценностного противостояния, «системному конфликту» между «свободным миром демократий» и «несвободным миром автократий», куда он сразу записывает Россию и Китай. Китай, по Байдену – долгосрочный стратегический конкурент, Россия – краткосрочный и несколько иной вызов, но реальная угроза. Подход США к России и Китаю тут не просто «высококонкурентный», а «враждебный» (adversarial).
«Мы находимся в ситуации принципиального спора о будущем направлении развития мира, на переломном моменте, между теми, кто пытается доказать, что автократия – это лучший способ будущей организации общества, и теми, кто уверен, что будущее за демократией <…> Я верю, что демократия может и должна победить. Мы должны продемонстрировать, что демократия при всех изменениях в мире по-прежнему лучше всего обеспечивает процветание для наших народов. В этом, с моей точки зрения, состоит наша мобилизующая миссия. Нам необходимо сплотиться, чтобы продемонстрировать нашим прапраправнукам, когда они будут читать о нашем времени, что демократия работает и что, объединив усилия, мы можем все».
Байден призывает Европу к союзу с США в этом «крестовом походе демократий против автократий». «Я верю что наши друзья-демократии присоединятся к нам в этой борьбе, наше партнерство с Европой здесь основополагающе». В основе альянса «общие ценности и общее видение будущего», союзнические отношения «не транзакционны и не основаны на давлении» (отказ от меркантилисткого подхода Трампа – «платите нам больше, чтобы мы вас защищали»); аннулировано решение Трампа о сокращении численности американских войск в Германии.
В целом, по мнению американского аналитика Элбриджа Колби, в мюнхенской речи Байдена поражают два момента. Первый – это хладнокровная уверенность в том, что США и «союзные демократии» справятся с вызовом «растущих автократий Китая и России» и победят в новом «конфликте госсистем», уверенность, заимствованная из 1990-х, когда США были единственной сверхдержавой, а мир находился в точке «американской однополярности». Второй – это не менее прочная уверенность в готовности «демократий» объединиться в глобальном союзе под лидерством США против «автократий».