Обычно, когда пишут о русском посте, то непременно речь идет о многобразии постных блюд, изобретенных русскими людьми для того, чтобы проводить эти дни с удовольствием и благочестием. Все эти удивительные каши, пироги, похлебки, шанежки и варенья. Собственно, когда все это читаешь и соотносишь с современной, куда более сытой и мясоденой жизнью, не всегда понятно, что такого особенно тяжелого было в Великом посте и откуда все это нытье про «дни печальные Великого поста».
Главное, что нужно знать: все это постное изобилие в Великий пост русские люди если и ели, то только по субботам и воскресеньям. В остальные дни недели ограничения были куда жестче, чем просто запрет на пищу животного происхождения.
Нигде в христианском мире не было и близко такой строгости великопостных ограничений, как в России. Более того, только в России строгость Великого поста не уменьшалась с течением времени, а наоборот, усиливалась.
Если у католиков постная традиция, утвердившаяся с конца VI века, уже к XIV веку заметно ослабла, а потом к XVII и XIX получила и вовсе радикальные послабления (в процессе был даже создан новый богословский термин – «перекус»), то в России принятая и без того жесткая традиция «черного поста» только ужесточалась и достигла пика строгости в XVI-XVII веках (и именно такой вошла в канон). Если мы посмотрим Домострой (XV век в редакциях XVI века), то мы увидим, что подробно описанные правила питания в Великий пост заметно менее строгие, чем те, что сложились век спустя.