Обычно, когда пишут о русском посте, то непременно речь идет о многобразии постных блюд, изобретенных русскими людьми для того, чтобы проводить эти дни с удовольствием и благочестием. Все эти удивительные каши, пироги, похлебки, шанежки и варенья. Собственно, когда все это читаешь и соотносишь с современной, куда более сытой и мясоденой жизнью, не всегда понятно, что такого особенно тяжелого было в Великом посте и откуда все это нытье про «дни печальные Великого поста».
Роскошь великопостного стола
Главное, что нужно знать: все это постное изобилие в Великий пост русские люди если и ели, то только по субботам и воскресеньям. В остальные дни недели ограничения были куда жестче, чем просто запрет на пищу животного происхождения.
Нигде в христианском мире не было и близко такой строгости великопостных ограничений, как в России. Более того, только в России строгость Великого поста не уменьшалась с течением времени, а наоборот, усиливалась.
Если у католиков постная традиция, утвердившаяся с конца VI века, уже к XIV веку заметно ослабла, а потом к XVII и XIX получила и вовсе радикальные послабления (в процессе был даже создан новый богословский термин – «перекус»), то в России принятая и без того жесткая традиция «черного поста» только ужесточалась и достигла пика строгости в XVI-XVII веках (и именно такой вошла в канон). Если мы посмотрим Домострой (XV век в редакциях XVI века), то мы увидим, что подробно описанные правила питания в Великий пост заметно менее строгие, чем те, что сложились век спустя.
Интересно, что в списке не указан алкоголь. Или такие постные продукты как кофе или чёрный шоколад.
Без статистики смертности и продолжительности жизни , все эти рассказы о пользе поста для физического здоровья в комментариях антинаучны.
Огромное спасибо! Узнала для себя новое про традиции и ограничения поста.
Почему-то ни разу прежде я не встречала информацию, что нельзя было есть до захода солнца не только в страстную неделю, но и в обычные будние дни поста.
И про распределение доходов нищих тоже очень интересно. Почему-то была уверена, что их основной доход - великие праздники
Разумеется, главный доход был на пасху (по той же логике), но многие раздавали милостыню уже во время поста.
Собственно, значительная часть населения держала пост круглый год, Лев Николаевич Толстой хорошо описал богатство русском стола, - мучная подболтка, куда уж постней. Теперь не то: постные пельмешки постным маянезиком заправил, - обуздал плоть, вырос духовно
И так и все таки не совсем. Напомню, что далеко не во все дни поста можно было есть вареное.
интересно.
есть некоторая разница между эмоциональным восприятием католического и православного христианств. если всё сильно упростить, мессидж католиков "ты будешь себя вести так, как сказано у меня вот в этой книжке с чёрной обложкой - у нас есть способы тебя заставить!", а православных - "у меня вот в этой книжке с чёрной обложкой сказано, как ты должен себя вести. не хочешь? ну и сам дурак, тебе же хуже." возможно, этот эффект "опциональности" православия имеет ещё и те последствия, что принявшие его по своей воле, без насилия, будут более склонны искать способы доказать силу своей веры. а поскольку вместо западного "отдал своё другому = доказал, что веришь" у нас превращено в "добровольно заставил себя страдать = доказал, что веришь", то логично, что истязания типа часового стояния в церкви под молитвы или соблюдения сурового поста под это ожидание подходят отлично.
Как-то у Кураева мне случилось прочитать, что традиция Великого поста в православии целиком построена на монашеском уставе. Правила монашеской жизни в отношении поста, безусловно максимально строгие, без каких-либо послаблений адресуются мирянам.
А у Павла Алеппского в том тексте еще присутствует удивление в связи с обычаем русских проводить всю службу стоя. Он восхищался благочестием русских (непонятно, насколько искренне, текст крайне осторожный и писанный явно в расчете на возможность его изъятия и прочтения), но жалуется на невыносимость проводить часы службы на ногах. Похоже, это тоже заимствование из монашеских уставов.
Вопрос в том, почему в русском православии оказались закреплены самые жесткие правила, характерные для монастырской жизни?
Я бы обратил внимание на ключевую мысль текста:
«...Пост – это, по сути дела, единственное религиозное действие, доступное простому русскому человеку. Только в посте он безусловный субъект религиозной жизни, только постясь, он ощущает себя деятелем, вершителем своей судьбы...»
А раз так, то и степень строгости человек выбирает сам. Конечно, забить свинью крестьянин не мог - это бы все увидели, но строгость соблюдения ограничений на масло или варёное, или хлеб/вода - это, уверен, было на усмотрение главы семьи.
Мне это суждение тоже показалось важным, хотя и сильно удивило. Покаяние или милосердие тоже религиозные действия, доступные любому человеку и в любое время. Не является ли строгость в отношении обрядов компенсацией тех послаблений, что дает себе человек в остальное время?
к себе строги, а к другим тем более
наверное, что-то типа этого, типа имеем право
эмоционально - покаяние или милосердие это типа "софт-вера", это каждый может, а для хардкора-мытищ надо на коленях постоять и поклоны побить перед иконой часик. вот тогда все увидят - действительно, этот верит! и зауважают. наверное.
Самое вкусное постное меню у Шмелева. И хотя семья там очень религиозная, но все-таки не так строго блюли.
У Гиляровского есть про меню поста и даже упоминание про обоснование отказа от сахара. Посмотрите в "Москва и москвичи"
Нужно упомянуть еще о трёх важных составляющих Великого поста в старое время:
1. Отказ от мяса в самое голодное время года предотвращал забой скота и птицы, поголовье домашних животных не уменьшалось.
2. Пост уравнивал богатого и бедного - всем тяжело, это позволяло избежать бунтов и волнений в самый тяжёлый период года, даже просто неприязни среди родственников, односельчан, живущих разными домами с разным достатком.
3. В самый тяжёлый период года больше еды доставалось детям.
В наше время соблюдение поста для части людей, следующих этой традиции (например, меня, не отказывающегося от рыбы и морепродуктов) это ещё и:
- элемент здорового образа жизни ("разумное вегетарианство" - то есть не на всю жизнь, а на длительный период ежегодно);
- доступный современному человеку "акт смирения", усмирения желаний, понимания, что рядом с тобой живут бедные люди, и попытка "побыть в их шкуре", даже хуже - ведь даже очень бедные сейчас могут позволить себе дешёвые курицу и молоко, а ты (в период поста) - нет.
Первый пункт - спасибо, не знал. Про второй как-то сомнительно; присказки «злой как голодная собака» никто не отменял.
Да, спасибо, большое.
Только с третьим пунктом про детей не очевидно. Это у католиков дети освобождаются от поста, в православии с этим сильно сложнее. В России дети тоже постились. Причем часто с очень раннего возраста (даже с грудного).
А про остальное - да очень хорошо вы написали и точно! Спасибо