Александр Чернокульский — кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Лаборатории теории климата Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, ученый секретарь Научного совета РАН по проблемам климата Земли, автор более 50 статей в рецензируемых журналах об изменении климата и проблемах устойчивого развития, лауреат премий РАН, правительства Москвы и фонда «Глобальная энергия» для молодых ученых.
Он рассказал Republic о том, замерзнет ли Европа, нужно ли бояться глобального потепления и как быть с климатическими скептиками (даже такими влиятельными, как Дональд Трамп).
— Есть данные, что Атлантическая меридиональная опрокидывающая циркуляция (AMOЦ), в которую входит Гольфстрим, ослабевает. Означает ли это какие-то масштабные изменения климата — грубо говоря, что Европа замерзнет?
— В исследовании, на которое вы ссылаетесь, речь идет не о результатах прямых наблюдений, а о палеоданных, основанных на анализе различных источников — осадочных пород, кораллов, состава ледниковых кернов и так далее, которые исторически менялись в зависимости от АМОЦ. Данные прямых наблюдений, которые делаются с 2004 года, не позволяют сказать, что AMOЦ ослабевает или усиливается. Да, наблюдается определенная изменчивость, был пик сокращения на пару лет, но потом все восстановилось.
Далее, надо понимать, что основное тепло в Европу зимой приносит не Атлантика сама по себе, а воздух, который над ней нагревается и дует с юго-запада в Европу. То есть океан получает тепло за лето и потом отдает его атмосфере. AMOЦ работает так: теплые воды по поверхности движутся на север Атлантики, потом они становятся более холодными, тяжелеют и по дну текут на юг, участвуя в общем глобальном океаническом конвейере. Этот механизм может нарушаться, например, если на север Атлантики попадет много айсбергов, холодная вода опресняется, становится менее плотной и хуже опускается на дно. Такое происходило в истории (это так называемые события Хайнриха), главным образом — в ледниковые эпохи, когда крупные айсберги откалывались от Лаврентийского ледяного щита.
В такие исторические моменты Атлантическая меридиональная циркуляция ослабевала, и климат в Европе действительно становился холоднее. Но надо понимать, что это были периоды во время ледниковых эпох, когда и уровень океана был существенно ниже, и на континентах были крупные ледниковые щиты. Сейчас их нет, плюс парниковый эффект достаточно силен.
Недавно вышла статья, в которой было искусственно смоделировано ослабление AMOЦ при сохранении текущих показателей парникового эффекта. Оказалось, что в этом случае среднегодовые температуры на севере Европы поднимутся не на 3° C, а на 2° C. То есть потеплеет чуть меньше, и все. Бояться похолодания в современном климате не стоит.
— А глобального потепления бояться стоит?