С тех пор, как большинство стран мира закрыли границы, прошел уже год. Россия тоже практически не принимает иностранных туристов, хотя за последние несколько лет превратилась в довольно популярное направление для путешествий.
В каком состоянии сейчас находится туристический бизнес в России и в мире? И на что надеются те бизнесмены, которые до пандемии зарабатывали на иностранных туристах в нашей стране? Об этом ведущая подкаста «Товарищ иностранец» Настя Седухина и главный редактор «Денег» Ольга Проскурнина поговорили с замдиректора российского турагентства для французов «Царь Вояж» Лораном Фонтеном и владельцем турагентств для испаноязычных туристов «Гиярус» и «Тур Гратис» Джонатаном Фернандесом.
Ольга: Я выросла в Мурманской области и уехала оттуда после окончания школы, а в этом году впервые побывала в родном регионе как туристка — вместе с московскими друзьями на новогодних каникулах. Так вот, оказалось, что в последние годы Мурманская область стала популярной у иностранцев. Там выросла целая индустрия по их обслуживанию, в Мурманске и Териберке полно вывесок на английском и китайском языках. Вы зарабатывали деньги как раз на иностранцах в России. Как это было до пандемии, и какие направления были наиболее популярными?
Лоран: До пандемии у нас было около 10 тысяч туристов в год. Самые популярные направления для иностранцев, которые первый раз в России — Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо. Также очень популярна были Транссибирская магистраль, Байкал, Камчатка. Алтай стал очень популярным последние годы. И Север — Карелия, Мурманск, особенно зимой, когда северное сияние. Мурманск стал очень популярным два-три года назад. Инфраструктуры стало больше, социальные сети, красивые фото, — все захотели туда. И во время пандемии эти направления тоже стали очень популярны среди тех, кто здесь живет — как иностранцев, так и у русских
Настя: А как дела у испанцев?
Джонатан: Мы работаем не только с испанцами, но еще и с Латинской Америкой, — Аргентина, Мексика, Колумбия. Там есть много стран, гражданам которых не надо получать российскую визу. Но Россия для них — это всё-таки далеко. Это не 4 часа [лёта], как из Испании. Испаноговорящие туристы концентрируются в Москве и Петербурге, советуют посмотреть Казань. Ещё им интересно в Сочи — они фанаты спорта, а в Сочи делают олимпийские чемпионаты зимой, да ещё и «Формула 1». На Север и Транссибирскую магистраль хотят немногие.
До пандемии мы встречали здесь 26 тысяч туристов в год. Но сейчас реально мало. Хотя из некоторых стран до сих пор можно приехать в Россию без визы и с отрицательным тестом ПЦР. Например, из Перу.
Лоран: До недавнего времени это была и Великобритания. Сейчас она закрыта из-за ситуации [с новым штаммом коронавируса], но граждане Швейцарии, Индии, Турции, Мальдивских островов, Танзании — всех стран, которые открыты для россиян, — могут приехать в Россию. Сейчас больше всего туристов, которые приезжают из-за границы в России — это из Дубая, из Эмиратов. Все пятизвездочные гостиницы сейчас очень хорошо себя чувствуют.