Алексис Ципрас, глава леворадикальной партии «Сириза». Фото: Reuters

Алексис Ципрас, глава леворадикальной партии «Сириза». Фото: Reuters

«Раньше товарищ, а теперь господин Владимир Путин... Сейчас, когда Украина стала игрушкой в руках фашистских банд, мы снова высказались в защиту права народов на самоопределение. Мы в Греции были против расчленения Югославии и бомбежек Сербии, против вторжений в Ирак и угроз Сирии. За это наши народы, Греции и Кипра, заплатили дорогую цену. Мы знаем позицию, которую заняло в отношении России наше нынешнее правительство. Но я взываю к вашим человеческим чувствам и прошу снять санкции с наших крестьян», – пишет в письме Путину Манолис Глезос, депутат Европарламента от партии «Сириза», которая победила вчера на выборах, и легендарный герой, про которого маленькие греки читают в учебниках. Юный Глезос 31 мая 1941 года вместе с товарищем сорвал фашистский флаг с Акрополя, а теперь вот выиграл выборы. Это как если бы сержант Егоров выступал по поводу киевского Майдана, а рядовой Кантария баллотировался в Думу. Греческие старики живут долго и этим очень беспокоят Европейский центробанк. 

Победителей греческих выборов можно считать членами европейского путинского фан-клуба. В богатых странах севера и запада Европы этот клуб представлен крайне правыми, а в странах милой сердцу русского человека средиземноморской Европы – крайне левыми.

В мифологию партии «Сириза» («Синаспизмос ризикис аристерас», Коалиция радикальных левых) входят хорошо нам знакомые сюжеты. С точки зрения среднего грека, который проголосовал вчера за «Сиризу», Путин молодец, бросил вызов Америке, потому что монополия на власть в мировом масштабе – это плохо. Когда был СССР, не было монополии, и американцы в мире, а немцы в Европе не делали, что хотели, а в Греции не было кризиса. Революция и война на Украине – американский проект, придуманный, чтобы ослабить Россию и Европу. Почти все как в новостях российского телевидения. Но в Греции его нет, и выходит, чтобы так думать, не нужны «Россия-24» и «Первый канал».

Думают так не только какие-то гордые своими станками токари и слесари, но и таксисты, лавочники, хозяева гостиниц и таверн, государственные служащие, а также ум и совесть нации, наследники Эсхила – греческая интеллигенция. И наследники Сапфо тоже: в коалицию «Сириза», как принято у современных радикальных левых, входят гей-движения, а сам Ципрас высказывался в пользу однополых браков и усыновлений, но бодрый объединяющий дух антиамериканизма и для них оказался важнее.

Не исключено, что российским министрам и депутатам теперь придется жать руку первому греческому министру-гею. То есть на самом деле уже жали неоднократно, и в 70-е, и в 80-е, просто тогда без соответствующих деклараций. К тому же как настоящие честные левые, политики и избиратели «Сиризы» – скорее антиклерикалы, против вмешательства батюшек в государственные дела и очередей к святыням для спасения от кризиса устраивать не будут. 

Принятые в российско-греческих отношениях объятия с возгласами о «духовной близости православных народов», представители «Сиризы» будут выслушивать со сдержанной вежливостью. Для них священники – обслуга буржуазии, а из всех лиц России им милее советское, пусть и с оговорками. 

Хотя в «Сиризе» представлены левые разных направлений, от сталинистов до маоистов и троцкистов, центр тяжести образовался где-то в районе еврокоммунизма: то есть Маркс и немного Ленина, но без Сталина с Берлинской стеной. Лучше побольше Чавеса и Кастро. Та же левая греческая интеллигенция осуждала в 90-е войну в Чечне как колониальную: но это потому, что мы тогда не бросали вызов Америке. Сам Ципрас был комсомольцем при греческой Компартии, одного из сыновей назвал Эрнесто – в честь Че Гевары, и до того, как стать профессиональным политиком, занимался урбанизмом. Слово «либералы» и особенно «неолиберальный» в его партии ругательное.

Войти в историю

Ципраса и Путина роднит их представление о собственном историческом мессианстве. Оба видят свою задачу не в том, чтобы просто положенный срок умело поуправлять своими странами, а в том, чтобы изменить Европу и мир, которые сбились с верного пути. Речи Ципраса полны мыслями про исторический шаг, про другую Европу и про то, что «в эти дни греческий народ пишет историю». Его амбиции так же, как у Путина, выходят за границы собственной страны: «Сегодня взяли Афины, завтра возьмем Мадрид».