Калифорнийский университет в Беркли публично объявил, что отказывается от поддержки собственной корпоративной электронной почты и переходит на Gmail. При этом выбирал университет между почтовой службой Google и Microsoft Office 365, но выбрал именно первый вариант.

Новость эта интересна, конечно, не тем, что крупная институция определила один из параметров своей ИТ-стратегии. Мало ли какие причины были у технического менеджмента университета для выбора той или иной почтовой системы. Важно то, что университет не только сделал выбор, но и подробно обосновал его. Публичность таких решений в случае с университетами, щепетильно относящимися к тендерам и оценке коммерческих продуктов, показательна. По пути Беркли, выбрав Gmail, пошли уже десятки других американских учебных заведений. Но в прошлом году Калифорнийский университет в Дэвисе громко отказался о Gmail¸ поставив под сомнение способности Google защитить личные данные. Ответное решение университета в Беркли можно считать началом большой академической дискуссии. Особый интерес этой истории придает еще и то, что на смене почтовой системы настаивали сами сотрудники университета – студенты, преподаватели и менеджмент. По их просьбе технический департамент университета и провел подробный анализ почтовой службы Google, описав ее преимущества. Вот его основные выводы.

Быстрая миграция. Отправной точкой для перехода на Gmail стала возможность быстрого перевода всех подразделений университета со старой почтовой системы CalMail на новую. Google обеспечивает переход за 6–10 недель. При этом инвестиции в инфраструктуру относительно невелики, а развертывание системы можно организовать собственными силами с минимальным привлечением специалистов Google. При этом для миграции Office 365 надо формировать отдельную проектную команду на основе сотрудников подрядчика.

Интеграция с существующим программным обеспечением. Логично, что Gmail интегрируется с другими продуктами Google, но намного важнее, что его быстрее и легче интегрировать с другими университетскими системами – собственными разработками или купленными «коробочными» продуктами. Office 365 слишком замкнута на себе, отмечают разработчики, на ее основе можно настроить полноценную систему, которая решала бы практически любые офисные задачи, но она «забирает в себя все» и не умеет покрывать задачи точечно. Например, Mailman, программа массовой рассылки писем по e-mail, которую давно использует университет, прекрасно интегрируется в Gmail, а вот Office 365 предлагает взамен собственный функционал, запрещая интеграцию со сторонними продуктами. 

Интеграция с инструментами для совместной работы. Весь набор Google Apps прекрасно подходит для текущих нужд университетов: Google Docs, Groups, Sites, Calendar – эти приложения используют сами сотрудники и студенты на частом уровне, а некоторые кафедры и лаборатории взяли их на вооружение для решения внутренних задач. Особенно заинтересовано университетское сообщество в Google Docs, но хотело бы внедрить туда некоторые дополнительные «отраслевые опции», что возможно при корпоративной поддержке приложения.

Легче развивать систему для внутренних нужд. Крупные западные университеты давно используют интеллектуальный потенциал своих студентов для развития IT-систем. Системы «дописываются», совершенствуются, в их рамках появляются новые приложения и сервисы, – и все это силами коллективного разума, университетского краудсорсинга. Продукты Google для такой совместной работы подходят лучше, чем сервисы Microsoft. Опрос, проведенный среди студентов университета, показал, что они знают API Google лучше, чем инструменты работы с Microsoft Exchange.

Специалисты Беркли приводят в своем отчете еще много технических преимуществ Gmail. Однако, когда речь заходит о пункте «Безопасность и конфиденциальность», Google по многим позициям начинает проигрывать Microsoft. И это тоже очень показательно. ИТ-стратегия университетов обычно консервативна, менеджеры учебных заведений склонны поддерживать старые системы до последнего, внедряют новые опции параллельно с существующими и больше всего ценят не столько удобство интерфейса и юзабилити, сколько надежность и безопасность информационной инфраструктуры. В случае с почтовыми и смежными с ними сервисами безопасность – это, в первую очередь, защита конфиденциальных данных и сохранности данных вообще. Google, который предлагает держать все в своих облачных хранилищах, естественно, вызывает вопросы у университетских технарей, но перелом в том, что эти вопросы уже звучат тише, чем позиция университетского сообщества. Это и есть главный вывод, который можно сделать из опубликованного отчета. 

Рынок корпоративных информационных систем и корпоративных устройств меняется на наших глазах. Меняются ключевые критерии выбора продуктов, меняется инстанция, которая эти критерии определяет, и меняется конечный заказчик этих продуктов. Как уже писал коллега о ситуации с телефонами BlackBerry, корпоративными устройствами становятся продукты, первоначально предназначенные для личного пользования. Тот же тренд на рынке корпоративных сервисов и систем. Пользователи, привыкшие к личной почте, личному календарю и личному хранилищу документов, не готовы отказываться от использования массовых сервисов в своих офисах, не готовы они и делить их с корпоративными системами в своих компаниях. 

Как писал в свое время главный футуролог Сisco Дейв Эванс, интерфейсная экономика побеждает инфраструктурную: конечный пользователь выбирает видимые преимущества, игнорируя те, которые считает заложенными в любой продукт по умолчанию. Безопасность – это данность. Удобство – это большой плюс. Парадигма изменилась, и IT-службы в условиях нового спроса совершенно беспомощны.