© Slon.ru

Почему вообще так важно видеть тенденции? Ответ банальный, но не всеми осознанный: дело в том, что есть всего два способа развивать молодой бизнес: первый – это «растолкать» его самостоятельно. Задача сложная и не всем она под силу. Второй способ – суметь воспользоваться попутными ветрами. Тренды – и есть те самые ветра. И, кстати, они – еще и неплохой способ проверить, той ли дорогой вы идете: если ветров нет, это должно вас насторожить. Либо вы не туда идете, либо просто не видите тенденций, что тоже не очень-то здорово.

Иногда меня спрашивают: а верно ли идти по чужим следам, ведь великие компании, по идее, сами протаптывают дорогу. Не вижу в этом ничего плохого: оба подхода имеют право на жизнь, вот только быть зачинателем трендов сложнее и опаснее. Статистика это очень красноречиво подтверждает. В конце концов, Microsoft не изобретала операционные системы, Google – поиск, а Facebook – социальные сети. Даже Apple, в общем-то, улучшала или полировала уже существующее! Что эти компании из себя представляют сейчас, вы знаете. А вот что с ними, по моим прогнозам, будет в следующем году.

FACEBOOK: РЕАЛЬНЫЙ БИЗНЕС

Начнем с одной из самых активно развивающихся компаний – Facebook. Она вышла на NASDAQ по удивительно высокой оценке, но ее капитализация так же стремительно провалилась. Возможно, это вообще одно из самых неудачных размещений в истории. Но на развитие самого бизнеса Facebook это не очень повлияло, и сегодня он, наравне с Google, ближе других к триллионной капитализации. Пожалуй, самый интересный вопрос – какие новые продукты и сервисы разработает Facebook. Пока такое впечатление – и все публичные прогнозы об этом говорят, – что компания идет все тем же курсом, что и раньше, оставаясь в первую очередь инструментом общения между друзьями. Монетизируется она через рекламу и новых способов монетизации пока не видно. Так или иначе, как и раньше, я уверен – это настоящий бизнес, что компания еще убедительнее продемонстрирует всем нам в следующем году. 

GOOGLE: ЕСТЬ ПРОГРЕСС

Основной продукт Google – поиск – теряет позиции. Пользоваться им неудобно – если вы ищите, скажем, ресторан, вы чаще всего находите сначала ссылку на какую-то директорию, и только там обнаруживаете то, что вам нужно. В самом худшем случае это ссылка на «Википедию». Пока поиск продолжает быть основным источником доходов Google, но уже сейчас есть большое количество вертикальных способов поиска информации. С другой стороны, Google за последнее время добился хороших результатов как с платформами (Android, Chrome, Chrome OS, Google Docs), так и с приложениями (Google Maps, Gmail и т.д.). Долгие годы все скептически относились к попыткам Google найти себя за пределами поиска, но, похоже, у него это получилось. 

APPLE ОСЛАБЕВАЕТ

Пока дела у Apple идут неплохо, но, скорее всего, в ближайшем будущем ситуация изменится. Сразу оговорюсь – я хорошо отношусь к этой компании, в совете директоров Parallels даже сидит один из ее бывших топ-менеджеров. Стратегия Apple всегда строилась на том, чтобы выпускать революционные продукты: iPod, iPod Touch, iPhone, iPad, Macbook Air и т.д. Те продукты, которые вышли после смерти Джобса, не революционны, а принципиально новых не видно и непонятно, откуда они возьмутся. Конкуренты начинают догонять Apple на всех фронтах. iOS как платформа для разработчиков уже уступает позиции Android. iPad mini – странный гаджет, который оказал услугу другим «таблеткам». iPhone5 не дотягивает до прежнего уровня. Возможно, все это связано со смертью Стива Джобса. Похоже, Apple надо менять подход – без такого же уровня перфекционизма, как раньше, компания продолжит терять долю рынка. Честно говоря, не понимаю, почему они не заключают больше партнерств, сейчас они бы им были очень кстати. 

MICROSOFT ЛИХОРАДИТ 

Я хорошо знаком с этой компанией и очень ее люблю, но, честно говоря, в последние несколько месяцев я перестал понимать стратегию Microsoft. У нее пять больших направлений, и в каждом из них дела обстоят, естественно, по-разному, но в целом для Microsoft следующий год станет переломным. Многие продукты Microsoft нестабильны. Windows Phone чувствует себя не очень здорово. У Azure плохая динамика. Bing вроде бы в какой-то момент дал бой Google, но когда тот по-настоящему проснулся, снова пропал. Казалось бы, непобедимый Office начинает уступать позиции Google Docs. Год назад, когда вышел Windows 8, это было не очевидно, но уже сейчас тренд явный – Windows становится маловажной платформой. По итогам четвертого квартала доля Microsoft на соответствующих рынках почти наверняка уменьшится.

ОБЛАКА ПРОДОЛЖАЮТ НАСТУПЛЕНИЕ

 Облачные вычисления – один из важнейших трендов последних лет. С одной стороны, корпорации уже вложили в облака десятки миллиардов долларов. Взять тот же Microsoft – ему просто некуда деваться, он должен либо списать эти инвестиции, либо продвигать свои облачные сервисы. Конечно, этим он и будет заниматься. С другой стороны, потребность бизнеса в ИТ, действительно, велика. Но у малых бизнесов обычно на это нет ни экспертизы, ни денег. В то же время, например, Acumatica предлагает действительно интересные решения без всяких вложений в инфраструктуру. Облака дают возможность получить и неограниченные компьютерные ресурсы – здесь можно привести в пример Parallels. В общем, облака только начинают раскрывать свой потенциал. 

БУМ МОБИЛЬНЫХ СЕРВИСОВ

Несколько месяцев назад я был в Замбии. Это очень бедная африканская страна: книги там есть в основном только в школах, причем по окончании учебы у детей их забирают, чтобы отдать новым ученикам. При этом у очень многих там есть мобильные телефоны – хотя ни связи, ни интернета нет. Когда они появятся, у этих людей вообще не появится вопроса – мобильным должен быть банкинг или офлайновым. Это касается в той или иной степени всех стран: скоро у каждого в кармане будет мощный мобильный компьютер, подключенный к 4G-интернету. Скажем, до недавнего времени гораздо меньше половины клиентов банков пользовалась интернетом, но положение вещей стремительно меняется. Сферы, где в первую очередь надо ожидать изменений: финансовые сервисы, образование, медицина, правительственные сервисы. Это те вещи, которыми пользуется каждый из нас.