Фото ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

Сегодня в отставку ушел главный редактор радио «Коммерсантъ FM» Дмитрий Солопов, говорят источники Slon. Сам Солопов позднее подтвердил эту информацию.

Новым главным редактором стал бывший первый зам Солопова Алексей Воробьев, отвечавший за информационную политику радиостанции. Об этом, как и о своей отставке, Дмитрий Солопов написал в своем Facebook. «Друзья! Я ухожу с поста главного редактора радиостанции «Коммерсантъ FM». Мой друг и соратник Алексей Воробьев по моей просьбе продолжит руководство радиостанцией», – сказал он.

Это не первая отставка в холдинге «Коммерсантъ» с начала этого лета. Только 26 июня в рамках оптимизации было объявлено о закрытии другого направления холдинга – «Коммерсантъ ТВ». Наблюдатели связывают все эти шаги с отставкой гендиректора издательского дома «Коммерсантъ» Демьяна Кудрявцева, произошедшей 6 июня.

Солопов разрабатывал концепцию этого делового радио и работал на нем со дня основания в сентябре 2009 года. До середины 2009 года Солопов занимал должность главного редактора радиостанции Business FM, а с 2007 по 2009 год был креативным директором холдинга «Объединенные медиа». В июле 100% «Объединенных медиа» за $23,5 млн приобрел у Аркадия Гайдамака и топ-менеджеров компании совладелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, а между новым руководством станции и Солоповым возник конфликт, завершившийся его уходом.

До ухода из «Объединенных медиа», Солопов консультировал холдинг Александра Лебедева «Новые медиа», который тоже планировал запуск делового радио. Ранее, в 2006 году Солопов в должности коммерческого директора участвовал в запуске московского информационного радио «Сити-FM» для холдинга «Газпром-медиа».

Алексей Воробьев до прихода на «Коммерсантъ FM» работал замглавного редактора «Эха Москвы», а до этого возглавлял новостную службу «ТВ-6».

Только 6 июля он оштрафовал ведущую «Коммерсантъ FM» Маргариту Полянскую, спросившую в прямом эфире у Олега Генина, покинувшего пост исполнительного директора Business FM и «Объединенных медиа»: «По опыту радиостанции «Коммерсантъ FM» возникает вопрос – правда ли, что ведется предпродажная подготовка холдинга, которая происходит при смене руководства, топ-менджмента?» А спустя всего неделю Воробьев стал новым главным редактором.

Дмитрий Солопов, покинувший сегодня пост главного редактора «Коммерсантъ FM», рассказал в интервью Slon о том, что сейчас наступило время, которое больше подходит для работы в рекламном бизнесе, чем в информационной журналистике.

Скажите, чисто по-человечески уходить не жалко было?

– От ребенка уходить всегда жалко. И мне тоже жалко. Но ухожу, потому что в моем другом ребенке – «Идальго» (рекламный синдикат «Идальго Имидж», где Солопов является основателем и совладельцем – Slon) есть вещи, которыми я хочу заняться. Я считаю, что радиостанция уже достаточно окрепла, чтобы жить без меня.

Новым главным редактором становится ваш первый зам и друг, так что преемственность вроде сохраняется. Тем не менее, политическая составляющая, наверняка, есть?

– Политика есть везде. Когда мы просыпаемся в определенной стране в определенном настроении – в этом уже есть политика. Поэтому есть причины, которые я обозначил, и есть политика. События в нашей жизни обычно многосложны. Их не нужно усложнять, но не нужно и упрощать. Я считаю, что во всем, что происходит в нашей стране в последние полгода, политика есть. И сейчас заниматься информационными медиа стало несколько сложнее, чем раньше.

На рынке ходят упорные слухи о том, что в издательском доме идет предпродажная подготовка?

– Мне об этом неизвестно, правда, хотя возможно, на это похоже. Об этом надо спрашивать у Димы Сергеева, у Вани Таврина, у Алишера Бурхановича Усманова. Есть представители акционера, есть акционер, который волен делать со своим активом все, что заблагорассудится.

Ваш уход выглядит звеном в цепи, начавшейся с отставки Демьяна Кудрявцева и продолжившейся закрытием «Коммерсантъ ТВ».

– Взаимосвязь можно найти чего угодно с чем угодно, но я этим заниматься не люблю. Есть ситуация с Демьяном, есть ситуация со мной, есть ситуация в стране, есть ситуация в «Коммерсанте». А как они все взаимосвязаны, я считаю, что каждый обладает достаточным уровнем самосознания, чтобы это понять.

Сейчас вы сосредоточитесь на рекламном бизнесе. А вы допускаете мысль, что вернетесь в журналистику?

– В принципе, ближайшие годы – не самая замечательная пора для информационной журналистики. Но я не исключаю такой возможности, потому что я очень люблю радио, я очень люблю информационные радиостанции. Поэтому не исключаю, что что-нибудь еще мы сделаем. Некоторые планы есть.

Исполнять обязанности главного редактора предложено Алексею Воробьеву. Воробьев, который с первых дней участвовал в создании радиостанции и был первым заместителем Солопова, рассказал Slon, что в данном решении нет никакой политики, а слухи о продаже радиостанции – только слухи.

 Вам действительно предложено стать главным редактором «Коммерсантъ FM»? 

– Дмитрий Солопов попросил меня занять этот пост, имея в виду, что мы оба с первого дня были у истоков создания радиостанции, вместе принимали участие в обсуждении ее концепции, в выработке редакционной политики. Мне был предложен пост главного редактора – таким образом, сохраняется преемственность редакционной политики, стратегических и тактических задач, которые мы вместе с ним определяли и решали. 

 Будет ли меняться редакционная политика радиостанции? 

– Никоим образом. 

 Чем была вызвана необходимость смены главного редактора? 

– Жизнь есть жизнь. Солопов уходит не куда-нибудь на улицу, а делать свой бизнес – он является владельцем синдиката, и его желание больше погрузиться в бизнес-процессы «Идальго» мне понятны. Никаких других причин, кроме его собственного желания, я не вижу. Лучшее доказательство тому – преемственность управления. 

 Вас пока назначили и.о. главного редактора – означает ли это, что решение носит временный характер? 

– Мне сложно сказать определенно, но это, скорее всего, относится к разряду формальностей. 

 Были ли перед вами поставлены какие-то условия, на которые Дмитрий Солопов пойти не смог? 

– Никаких. Еще раз подчеркну: это обычная история, когда человек уходит развивать собственный бизнес. Этот проект достаточно успешен, преемственность власти сохраняется, поэтому делать какие-то далеко идущие выводы на вашем месте я бы не стал. 

 Ожидается ли продажа радиостанции?

– Это слухи, которые ходят достаточно давно и не имеют под собой никаких оснований. Руководство холдинга неоднократно заявляло, что «Коммерсантъ FM» является одним из флагманских проектов для издательского дома, и поэтому никаких причин для подобных слухов нет.

Дмитрий Быков, ведущий программы «Новости в классике» считает, что угрозы существованию «Коммерсантъ FM» нет:

«Пока никаких новостей, собственно, нет. Дима Солопов больше не главный редактор, его соратник и сотрудник Андрей Воробьев занимает его место, и вроде бы никаких структурных перемен не предполагается. Может ли редакционная политика измениться, я не знаю. Мне кажется, если они даже изменят ее, то без работы профессионалы всяко не останутся, но я хочу надеяться, что изменения не приведут к появлению цензуры. Почему ушел Солопов, я не знаю – может, какие-то личные отношения, может, было желание акционеров. Я знаю только то, что Солопов был прекрасным начальником и другом, работать с ним было большим человеческим счастьем. Об условиях, на которых он работал, он мне ничего не рассказывал, а я за него додумывать не могу. Он действительно довольно долго лавировал, пытался каким-то тенденциям противостоять, но до нас, творческих сотрудников, это не доходило. Я надеюсь, что и у Воробьева это будет получаться. А что касается последствий, я очень надеюсь, что нашу программу «Новости в классике» не закроют, потому что она набрала популярность, ее слушали, скачивали, это была большая новая идея. Слухи о закрытии радиостанции ходят с того самого момента, как прекратило свое существование «Коммерсантъ-ТВ», ничего принципиально нового в них нет. Эта радиостанция в бизнесе имеет очень высокий авторитет – здесь работает много аналитиков, экспертов, выходят свежие новости. А бизнес ведь не так легко поддается нагибанию, как политика. Я думаю, они попытаются отстоять нужную им информацию».

Константин Эггерт, обозреватель «Коммерсантъ FM», экс-главный редактор московского бюро русской службы BBC отказался высказываться по поводу кадровых перестановок на радиостанции: «Комментариев не будет, все комментарии дает пресс-служба издательского дома «Коммерсантъ».