В предыдущих колонках я уже писал о моем видении основных ошибок оппозиции. Я также говорил, что я не сторонник поиска ответов на вопрос «Кто виноват?». Мне с детства больше нравится подход «не учите меня жить, лучше помогите материально». В этой колонке я не только предложу свой вариант альтернативной стратегии, но и опишу, как ее реализовать.
Первая часть. Разбор полетов.
На мой взгляд, лидеры оппозиции не очень удачно выбрали основные лейтмотивы агитации.
Основную линию оппозиционной агитации можно коротко обозначить «Путин – авторитарный диктатор» (или иногда «кровавый диктатор» ). Я считаю, что это главная ошибка их пропагандистской стратегии. Если посмотреть на историю России, то самой большой популярностью в народе пользовались и пользуются до сих пор именно авторитарные диктаторы. Взять, например, результаты опроса телеканала «Россия». Самый популярный лидер XX века – Сталин, а самый популярный царь – Петр I. Хотя по «кровавости» Петр Алексеевич, безусловно, не может сравниться с Иосифом Виссарионовичем, но по уровню авторитаризма не сильно ему уступает. Политики-либералы не пользовались особой популярностью ни в XX веке (Керенский, Хрущев, Горбачев), ни в XIX (Александр II Освободитель). Поэтому, как это ни кажется парадоксальным, агитация «Путин – кровавый диктатор» скорее работает на увеличение его популярности. Можно, конечно, вступить в клуб имени Валерии Ильиничны Новодворской и жаловаться, что Россия – великая страна, только с народом ей не повезло. У этого подхода есть свои плюсы – можно действительно профессионально заниматься оппозиционной деятельностью и даже передать профессию по наследству своим внукам. Однако если конечная цель все-таки результат, а не процесс, то не нужно играть в поддавки и помогать противнику выигрывать партию за партией.
Вторая линия оппозиционной агитации – «Путин – вор». Она, по моему мнению, более перспективна, чем «Путин – авторитарный диктатор», хотя и у нее есть недостатки. В России исторически терпимость к коррупции довольна высока. Когда я читал статью Corruption and Development: A Review of Issues, опубликованную в 1997 г. в Journal of Economic Literature, меня повеселило объяснение различия между терминами mzdoimstvo и likhoimstvo. Мздоимство – это вполне обычная практика делового оборота, а лихоимство – это когда «не по чину берешь». По определению, выше Путина чинов нет, поэтому любые факты коррупции, приписываемые ему или членам его ближайшего окружения, пройдут по статье «мздоимство» и не вызовут ожидаемой негативной реакции в обществе. Хочу напомнить, что еще пару лет назад 65% граждан были уверены, что Лужков причастен к коррупции, тем не менее, 56% москвичей хотели, чтобы Лужков оставался на своем посту. Мне самому, чтобы выработать стойкую нетерпимость к коррупции, понадобилось несколько лет прожить за границей, чтобы на собственном опыте прочувствовать мелкие радости жизни в некоррумпированном обществе. К примеру, получение водительского удостоверения штата Иллинойс мне стоило 10 долларов, и весь процесс занял около 40 минут, включая стояние в очереди, сдачу теории, практики и выпуск самой карточки. До этого я, как и большинство российских граждан, считал коррупцию неотъемлемой частью жизни (или, как многие говорят, «особенностью менталитета»), и особого смысла бороться с ней не видел. Поэтому, даже если оппозиции удастся убедить общество, что «Путин – вор», совсем не факт, что его рейтинг значительно снизится (ну, а кто у нас не воруeт?).
Вторая часть. Что делать?
Я считаю, что самой эффективной стратегией на данном этапе является симбиоз антикоррупционной агитации и стеба. Назовем ее условно «Булыжник – оружие пролетариата в борьбе с капиталистами, юмор – оружие интеллигенции в борьбе с пропагандистами».
Правда, авторство этой идеи принадлежит не мне. По мнению многих экспертов, мем «Единая Россия – партия жуликов и воров» был самым эффективным политическим лозунгом последних двадцати лет (только «Во всем виноват Чубайс» может побороться за пальму первенства). И когда в декабре это всем стало очевидно, я очень удивился, почему оппозиция так вяло работает в этом направлении. Моего чувства юмора не хватает, чтобы придумать что-то сопоставимое. Поэтому за поиском удачных мемов я обратился к классикам. Наверное, почти всем знаком роман «12 стульев». Похоже, Ильф и Петров были не только гениальными писателями, но и обладали даром провидцев. Перечитайте 8-ю главу романа, под названием «Голубой воришка». По моему суждению, в этой главе весьма точно описано то, что сейчас происходит в России. Главный герой этой главы Александр Яковлевич (или просто Альхен), весьма случайно оказался заведующим Старсобеса. Альхен с «пенсионерками обращался отменно вежливо, проводя в доме важные реформы и нововведения». «Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, и постоянно стыдился…». Кроме старух, в Старсобес были устроены Исидор Яковлевич, Афанасий Яковлевич, Кирилл Яковлевич, Олег Яковлевич и Паша Эмильевич. «Ни возрастом, ни полом эти молодые люди не гармонировали с задачами социального обеспечения, зато четыре Яковлевича были юными братьями Альхена, а Паша Эмильевич – двоюродным племянником Александры Яковлевны [жены Альхена]… Благодаря молодости и силе они питались лучше воспитанниц. Они крали в доме все, что не успевал украсть Альхен. Паша Эмильевич мог слопать в один присест два килограмма тюльки, что он однажды и сделал, оставив весь дом без обеда».
Мне кажется, что Владимир Владимирович искренне ненавидит воровство и коррупцию. Но бороться он с ней не может по объективным причинам. Более того, ему очень не повезло с соседями по дачному участку (Россия – богатая страна, так что одного Путина мы бы легко прокормили).
Третья часть. Помогите материально.
Несмотря на то, что мем «Путин – голубой воришка» мне кажется очень удачным, у меня мало надежды что его получится легко раскрутить среди целевой аудитории (если только какой-нибудь путинский сторонник не решит мне немного помочь и не подаст иск о защите чести и достоинства нашего национального лидера). Да и вообще – нельзя хранить все яйца в одной корзине. Поэтому в середине февраля я решил запустить проект «АгитСамокатЗла»: стебные тексты, мемы и анекдоты для дискредитации действующей власти. К публикации материалов будут привлекаться и профессиональные авторы, и писатели-любители. Россияне готовы терпеть авторитарного и коррумпированного правителя, но смешного терпеть не будут никогда. Предыдущая статья была некоторым побочным результатом этого проекта.
Основная целевая аудитория «АгитСамокатаЗла» – это пропутинская оффлайн аудитория – пенсионеры, бюджетники, военные, и т.д. Лично мне было бы интересней делать проект для молодежной интернет-аудитории, но кошелек надо искать не под фонарем, где светло, а там, где потерял. Поэтому в рамках проекта «АгитСамокатЗла» я, начиная с сентября 2012 года, хочу начать выпуск оффлайн газеты или журнала «Корея в снегах». Изначально издание планируется как ежемесячное, но, если мне удастся попасть в целевую аудиторию, то не исключено, что я также начну выпускать «Корея в снегах Weekly», или даже Daily.
Я также собираюсь уделить внимание и подрастающему поколению сторонников Путина – членам прокремлевских молодежных организаций. Для них название журнала «Корея в снегах», скорее всего, является пустым звуком, поэтому для них я планирую запустить онлайн издание «Голубой Воришка». Я надеюсь, что этот бренд отвадит многих молодых людей вступать в прокремлевские организации, где у вождя такое смешное прозвище. На нем я собираюсь проводить конкурсы текстов, видео, анекдотов про «великого Путина», «коварный госдеп», «оранжевую угрозу», и т.д.
Когда некоторые мои знакомые, мнение которых я очень уважаю, прочитали предыдущую колонку на Slon, то у них это вызвало легкое недоумение. Мне как профессору бизнес-школы полагается писать статьи про то, что «экономика должна быть экономной», а не тратить время на всякую ерунду типа ведение блога «заВВП». Чтобы предотвратить очередную волну недоумений и невысказанных вопросов, я сразу хочу всех успокоить: «АгитСамокатЗла» – это не шутка, а серьезный медиапроект. Я три с половиной года проработал членом совета директоров холдинга «Медиа 3», который выпускает газеты «АиФ», «Труд», «Экстра-М», «Центр-Плюс» и обладает второй по размеру в России сетью дистрибуции прессы. В этот холдинг также входит крупнейшая в России газетная типография «ПК Экстра-М» (на которой печатаются и «Ведомости», и «АиФ», и «Спид-Инфо», и много других федеральных газет). Поэтому я детально знаком со всеми бизнес-процессами, начиная от производства контента и печати газеты, кончая дистрибуцией и поиска рекламодателей. Поэтому все свободное от моей основной работы время, я собираюсь посвятить реализации этого проекта.