В среду в «Высшей школе экономики» состоялось заседание «Открытого правительства», где обсуждались предложения экспертов по доработке закона об образовании и государственной программе развития образования. Выступали как эксперты в области образования, такие как Исак Фрумин и Любовь Духанина, так и рядовые участники образовательного процесса: представители учителей, родителей, работодателей. Мне также предложили выступить и прокомментировать документы с точки зрения реализации прав студентов. Я аспирант, возглавляю в Вышке Центр внутреннего мониторинга, который проводит регулярные опросы абитуриентов, студентов и выпускников, и я опирался как на свой недавний опыт студента, так и на результаты наших исследований. Мне представляется, что у студентов должно быть четыре основных права по отношению к университету. И важно, чтобы соблюдение этих прав не просто декларировалось, но и поддерживалось конкретными мероприятиями, в том числе и в рамках государственной программы развития образования. Во-первых, студент должен иметь право на осознанный и информированный выбор высшего учебного заведения и направления подготовки. Возможность такого выбора напрямую связана с прозрачностью и открытостью вузов. В настоящее время не все из них готовы предоставлять абитуриентам и их родителям необходимую информацию, а потому выбор вуза затруднен. Так, по данным мониторинга прозрачности сайтов российских вузов, проводимого «Высшей школой экономики» совместно с РИА «Новости», только четверть вузов разместили подробную информацию об учебных программах и преподавателях на своих сайтах. Важно также развивать альтернативные источники данных о вузах, проводя национальные исследования удовлетворенности студентов и карьеры выпускников. Такие исследования проводятся во многих зарубежных странах, помогая будущим студентам выбирать вузы, а университетам – развивать свои образовательные программы. Во-вторых, студент должен иметь право на то, чтобы в университете реализовывались честные и понятные правила игры, нетерпимые к коррупции и любому нечестному поведению как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. Пока ни в законе об образовании, ни в государственной программе никак не упоминается о принципах академической fair play. Вопросы плагиата и списывания во многих вузах не урегулированы – нет четких правил относительно того, что происходит в случае нечестного поведения и в чем это нечестное поведение заключается. Но одного создания соответствующих правил недостаточно – сам учебный процесс должен быть устроен так, чтобы стратегии списывания или плагиата стали бессмысленными или невыгодными. Здесь возможны индивидуальные задания, проектная работа – многое зависит от того, насколько преподаватель готов вкладываться в работу со студентами. В-третьих, студент должен иметь возможность быть причастным к созданию правил игры университета. Если вспомнить, первые университеты возникли именно благодаря студентам, когда они собирались и нанимали преподавателей для своего обучения. Реализация этих прав возможна через развитие различных инструментов самоуправления, которые формально декларируются. Но на деле очень немногие вузы готовы вести диалог со студентами, прислушиваться к их позиции относительно содержания образования и условий обучения. Помимо конкурсной поддержки студенческого самоуправления, которая сейчас частично предусматриваются госпрограммой, важно законодательно закрепить различные варианты участия студентов в жизни вузов. Только когда студенты станут соорганизаторами обучения, они смогут почувствовать ответственность за вуз и его репутацию, будут заинтересованы в соблюдении правил – в том числе правил академической fair play. Кроме того, такой опыт самоорганизации и участия в жизни вуза в дальнейшем может быть транслирован на многие жизненные ситуации – участия в жизни своего дома, места работы или своего города. И, наконец, в-четвертых, студент должен иметь право доступа к тем ресурсам университета, которые необходимы ему для получения качественного образования. Студент не должен чувствовать себя гостем в университете – с утра и до позднего вечера ему должны быть доступны аудитории для самостоятельных занятий и коллективной подготовки, библиотека. Он должен быть информирован о том, какие события происходят в вузе и как он может принять в них участие. Университет должен стать местом, в котором студенты находятся не потому, что это нужно для получения диплома, а потому, что им там интересно. Этому, безусловно, будет способствовать строительство университетских кампусов, где студенты смогут проживать недалеко от места своего обучения. Согласно госпрограмме, кампусы будут построены для пяти-шести лидирующих вузов, для остальных пока не предусмотрено дополнительных мер, чтобы университетская инфраструктура отвечала современным требованиям и была студенто-ориентированной.

Многие студенты понимают, что хорошее образование не получить только через лекции и семинары. Важно разнообразить образовательный опыт студентов, предложить им возможность попробовать себя как в различных образовательных сферах, дисциплинах, так и в различных образовательных форматах. За 4 года или 6 лет можно многое успеть: поработать над коллективным проектом с однокурсниками, попреподавать в качестве учебного ассистента, реализовать исследование по заказу какой-нибудь компании, предложить проект для бизнес-инкубатора, поехать в зарубежный университет по обмену. Вся эта деятельность может быть не просто дополнительной, периферийной, а основной для студента во время его обучения.
В известном видео, где Стив Джобс выступает перед выпускниками Стэнфордского университета, он говорит о том, как важно для молодого человека найти то, чем ему по-настоящему хотелось бы заниматься в жизни. И пока он не нашел такого занятия, важно продолжать искать и не успокаиваться. Так вот: хотелось бы, чтобы для студентов университет стал местом старта такого поиска, важной частью стратегии жизненного успеха, а не местом окончательного самоопределения и узкой специализации.