Антон Носик © Евгений Биятов / РИА Новости

«Афиша-Рамблер» и «СУП Медиа» вчера объявили об объединении в один холдинг. В него войдут поисковик «Рамблер», журнал «Афиша», блог-платформа LiveJournal, а также сайты «Лента.ру», «Газета.ру» и «Чемпионат.com». Бизнесмены Владимир Потанин и Александр Мамут будут владеть равными долями в объединенной компании. Slon поговорил с основателем «Ленты.ру» и «Газеты.ру» Антоном Носиком и выяснил, какое будущее может ждать новую структуру и отдельные проекты, которые она объединит.

– Как вы восприняли новость об объединении «Рамблера-Афиши» и «СУПа»?

– У этого слияния есть две истории. Одна уже произошла, она гениальная, искрометная и просто браво-браво-браво. Итак, существуют две компании, которые воспринимаются как находящиеся на обочине. Мы тупо открываем рейтинг Forbes российских интернет-компаний по выручке и смотрим: 12-е место – «Афиша-Рамблер», 25-е место – «СУП». Но они сливаются, и получается холдинг первой тройки Рунета, перед ним остаются только «Яндекс» и Mail.Ru Group. Из аутсадейров они превратились в главного ньюсмейкера. Слияние означает живой прирост капитализации. Это восхитительный ход для капитализации и позиционирования, потому что он реально отвечает интересам всех заинтересованных сторон: и Мамута, и Потанина. Но у Мамута амбиций в сфере, связанной с интернетом, больше, и для него это, наверное, важнее, чем для Потанина, поэтому он и стал управляющим нового холдинга. 

– Но почему тогда сообщение о сливании «СУПа» и «Афиши-Рамблера» было воспринято так сенсационно?

– А просто не было истории отношений, общих проектов сделок, они никак не пересекались вместе. Но это очень логичная структура. По крайней мере если говорить о том, что мы уже знаем, – можно аплодировать стоя и изо всех сил.

Но печальное в этой ситуации то, что им же теперь дальше как-то жить.

– Тогда в чем вы видите проблемы, которые могут возникнуть?

Какие у них могут быть проблемы – даже неинтересно обсуждать. У «Афиши-Рамблера» и «СУПа» хватает проблем и безо всякого слияния. У «СУПа» сейчас сильная боль с топ-менеджментом, который недавно сменился. А если вы посмотрите на компанию «Афиша-Рамблер», там проблемы с топ-менеджерами как начались в 1999 году, так и не прекращались. Сколько раз менялось руководство в «СУПе» и «Рамблере-Афише» – страшно сказать. А если говорить о более высоком уровне, то там у «Афиши-Рамблера» все еще более запущено. До начала прошлого года гендиректор «Афиши-Рамблера» Николай Молибог подчинялся главе «ПрофМедиа» Рафаэлю Акопову. Акопов ушел. Затем подчинялся Рябоконю – и он ушел, теперь новый начальник. А в управляющей компании – это ключевая фигура, перед кем отчитываются менеджеры. И в «СУПе», и в «Рамблере» мы видим одну и ту же чехарду, которая, как подсказывает здравый смысл, является признаком неудовлетворенности со стороны акционеров менеджментом. На момент слияния у них одна и та же проблема – отсутствие внятного лидера, который бы рулил процессом объединения.

Так объединенной компанией, судя по полученной должности, будет управлять Мамут.

– Я готов спорить на большие деньги, что в этой должности выступать будет вовсе не Мамут. Если посмотреть на рабочий график Рябоконя или Акопова – это полнейшая занятость. А если посмотреть на список активов Мамута, то там можно встретить куда более серьезные инвестиции, чем в «Афишу-Рамблер». Представить, что Александр Леонидович Мамут в 55 лет захотел сесть в кресло Акопова, – довольно сложно. Очевидно, что будут назначены какие-то люди, которые просто пришли с мороза. И этих людей руководителям структурных подразделений придется называть своими начальниками. При этом существуют две абсолютно очевидные кандидатуры, которые в этом месте смотрелись бы очень естественно, но, насколько я понимаю, они не рассматриваются. 

– А о ком идет речь?

– Это Демьян Кудрявцев (экс-гендиректор «Коммерсанта». – Slon) и Илья Ценципер (вице-президент Yota, основатель журнала «Афиша». – Slon). Это два человека, которые знают всех и вся в этих бизнесах, и с ними, очевидно, было комфортно работать командам «СУПа» и «Рамблера». Почему их не рассматривают – это вопрос к Мамуту.

У меня есть догадки, что Ценципера и Кудрявцева не рассматривают в качестве главы холдинга не от хорошей жизни.

Но это сторонний вопрос, потому что вполне возможно, что на момент публикации вашего текста станет известно, что назначен человек, который ни одного дня своей жизни не работал ни в одном из подразделений никакой из сливаемых компаний, не знает ни одного из сливаемых бизнесов изнутри, а может, даже приехал из-за границы, ни с кем не в диалоге. Впрочем, то, что он пришел с холода, еще ничего не значит. Он вполне может быть очень успешным на своем месте, чего бы я ему желал. Но в любом случае этот путь объединения компаний с такой управленческой чехардой только усложняет общую задачу. В этом смысле красивым решением было назначение Андрея Васильева шеф-редактором ИД «Коммерсантъ» в 2006 году, когда издательским домом завладел Усманов. Это было красиво и сгладило дестабилизирующий фактор, потому что пришло давно знакомое лицо. Но тот случай уникальный. А пока мы ждем, что ключевые игроки в двух командах получат новое начальство, с которым они не знакомы, хотя их структура вертикальной ответственности и без того менялась часто.

– А нет ли проблемы в том, что флагманские активы двух компаний морально устарели для рынка? Разумеется, речь идет о поисковике «Рамблер» и о блог-платформе LiveJournal.

– У «Рамблера» как раз таких проблем меньше всего. Этот поисковик тихо себе сидит и генерирует информацию. Убиваться по поводу того, что он в 2000 году проиграл «Яндексу», уже не стоит. Все равно поисковик «Рамблер» имеет огромную аудиторию, которая способна обеспечить трафиком и доходами любые дочерние проекты. Да, «Рамблер» – это не Google и не «Яндекс», но это так уже 12 лет. Он просто дойная корова. И в этом нет ничего плохого: такую корову не обязательно отправлять на сельскохозяйственные выставки, ее надо просто доить. LiveJournal – убыточный, это правда. Но его проблемы можно решать. Посмотрите на Малайзию и Сингапур, там существует практика блогшопов: то есть блогер в своих заметках продает товар. И оборот таких блогшопов – $73 млн, причем находятся они на базе того же ЖЖ, который в России не зарабатывает. Но блогшопы – известный ресурс во всем мире, его надо просто делать. 

– Но ведь «СУП» эту проблему никак не решил. 

– Да, я согласен. Как только эта проблема начинала решаться – тут же внимание переключалось на текущий денежный поток. «СУП» еще в 2006 году решил, что обеспечит блогеров заработком на фултайм. К 2013 году эта задача решена на 5%. Но это изолированная проблема одного сервиса. Ему всегда не хватало монетизации. 

– А чем чревато слияние для «Ленты.ру» и «Газеты.ру», которые, по сути, могут начать дублировать друг друга в одном холдинге?

– С моей точки зрения – человека, который придумал оба проекта, – в этом нет никакой проблемы. Если мы возьмем человека по имени Алишер Усманов, максимально типологически мне противоположного, который ничего не создавал, а все только покупал, не вникая в суть, то для него нахождение в одном холдинге двух соцсетей, «Одноклассники» и «ВКонтакте», не составило абсолютно никакой проблемы. Когда у вас есть продукты со своей сложившейся аудиторией, динамикой роста и перспективой – какая разница, что они похожи друг на друга? На протяжении всех 14 лет, что существуют «Лента.ру и «Газета.ру», мы видели всех самых крупных рекламодателей Рунета, которые спокойно размещали свою рекламу и там, и там. Если что-то и придется сокращать, то это бухгалтерию, отделы кадров, которые теперь будут общими. Два комплекта кадровиков вам не нужны, а два живых и успешных ресурса вам нужны и важны. Ведь между «Одноклассниками» и «ВКонтакте» в одном холдинге был, с одной стороны, очевидный лидер, «ВКонтакте», а с другой – менеджер Гришин, который считал, что если есть отличник и двоечник, то их нужно между собой слить. Но было найдено решение, которое не вредило ничьим интересам: в «Одноклассниках» появился менеджер Широков, который понял, как зарабатывать деньги.

– Тем не менее тогда инициатива слияния исходила от самого топ-менеджмента. Кто гарантирует, что руководство «Афиши-СУПа» не додумается до того же с «Лентой» и «Газетой»?

– Вы хотите сказать, что Мамут глупее Усманова и чего-то не понимает про бизнес? Он не понимает, что «Лента», «Газета», «Афиша» и LiveJournal – лучшие компании во всем этом холдинге с точки зрения лояльности аудитории? Это четыре ресурса, благодаря которым этот холдинг вообще интересен, может быть, еще «Чемпионат.com». Со всеми остальными ресурсами, о которых мы с вами навскидку не вспомним, – ну, будет то, что будет. 

– А нужно ли будет проводить концептуальное разделение между «Лентой» и «Газетой», если они будут в одном холдинге?

– Концептуально разделение между ними возникло еще в 1999 году естественным путем. «Лента.ру» была основана в качестве выделения нового проекта из «Газеты.ру». У меня была «Газета.ру», в которой печатались статьи и новости, и заметил тогда, что это два проекта в одном флаконе. Статьи – это одна демография и посещаемость, один тип потребления, новости – другой. Статистика «Газеты.ру» в свое время подсказала, что новостной проект нужно выделить в другое подразделение, которое будет крупнее «Газеты». Потому что спрос на новости примерно в семь раз больше, чем на комментарии и аналитику. Так появилась «Лента», и она отпозиционировалась от «Газеты», когда там еще были одни и те же люди. 

– Однако новый директор «Газеты.ру» Дмитрий Сергеев обещает, что поток новостей в его издании вырастет в шесть раз, там уже отдел новостей называют «сервисной службой». Не получается ли так, что из «Газеты» могут сейчас сделать еще одну «Ленту»?

– У Димы Сергеева есть определенные амбиции – развивать новостную и информационную службу, чем Сергеев в своей жизни никогда не занимался. Ради бога, Сергеев – хороший менеджер, который с первого дня вошел в «СУП» в качестве руководителя проекта «Чемпионат», который хорошо вырос. Поэтому Сергеев получил некоторый мандат на руление «Газетой». У него есть амбиции – имеет на них право. У него же не возникнет вопрос, что ему «Лента.ру» мешает, поэтому нужно просить ее закрыть. У «Ленты» есть конкурент – это РИА «Новости». Если и «Газета» станет конкурентом РИА «Новости», ну что ж, это будет круто. Но давайте не путать амбиции и активы, которые есть. Самое радикальное, что может случиться: когда в составе объединенной компании могут решить, что либо «Лента», либо «Газета» станет лишней, но тогда кого-то из них продадут, но точно не разломают. Потому что люди должны сойти с ума, чтобы замахнуться на главный актив.

– А какие изменения тогда следует ожидать сейчас?

– Сейчас над зданием будет вывешен флаг со словом «синергия». И будут сказаны слова о том, что у нас есть много активов, которые благодаря единству структуры могли бы друг другу помочь совместными маркетинговыми, продажными и логистическими усилиями. Но реализация – это очень непростая задача. Про «Газету.ру» и «Чемпионат» с 2008 года шел разговор: раз они в одном кармане, то почему бы «Чемпионату» не стать подрядчиком новостного отдела «Газеты». Потому что для освещения спорта в «Газете» футбольные фанаты Бородулин и Михайлин (бывшие главные редакторы издания) отправляли на всевозможные спортивные соревнования своих фотографов и корреспондентов, хотя это было несоразмерно цене той рекламы, которая размещается в рубриках спорта. И вопрос, почему «Чемпионат» не взял на себя спортивные функции «Газеты.ру», прозвучал сразу, как они оказались под одной крышей. Почему-то у «Газеты.ру» получилось взять у «Чемпионата» гендиректора, но не получилось взять спортивную рубрику.

Синергия – это всегда проще сказать, чем сделать.

Все ей рады, когда она состоит в обмене трафиком, но никто ей не рад, когда надо увольнять людей и вместо своего продукта предоставлять чужой. Синергия, когда «Лента.ру» производит новости и дает их «Газете.ру», не может быть интересна «Газете».

– Но кто-то мог бы счесть это эффективным менеджментом.

– Но зачем это, когда у нас есть два интересных ресурса, которые пересечены друг с другом процентов на сорок. Значит, вместе у них 160% от арифметического суммирования. Получается, что вместе они самое большое медиа России, если брать интернет, прессу и радиоэфир. Так что компания, издающая «Ленту» и «Газету», – самая крупная медиакомпания в России.