Фото: inc.com

Последние три года слово «блогер» утратило прежнее значение – обыватель, убивающий десятки часов в неделю в соцсетях. Теперь некоторые авторы дневников стали влиятельнее официальных СМИ, а часть из них уже стали полноправными участниками внутриполитической жизни в стране. Даже удивительно, что вся эта активность до сих пор обходится безо всякой санкции государства. Газета «Ведомости» сообщила, что единороссы планируют ввести обязательную регистрацию в качестве СМИ для известных блогеров.

Замсекретаря генсовета партии Сергей Железняк сообщение опроверг, но, как выяснил Slon, его коллеги по парламенту идею считают здравой: слишком много теневых доходов от рекламы получают в соцсетях. Первый зампред Комитета по информтехнологиям, справоросс Леонид Левин говорит, что пока соответствующего законопроекта в Госдуме нет, хотя с идеей приравнять блоги к СМИ он согласен:

«Многие блогеры публикуют откровенно рекламные материалы как свои страницы, не упоминая, что они рекламные, и не оплачивают свою работу. И с этим надо бороться. А сейчас блогер свободный человек, и мне непонятно, чем он занимается и с какой деятельности он платит налоги. Политики здесь нет никакой».

Член думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Роберт Шлегель подтвердил Slon, что идея приравнять блоги к СМИ в комитете действительно «периодически возникает»:

«Эта идея витает в воздухе уже несколько лет. Ее периодически кто-то предлагает, в некоторых странах, таких как Казахстан, она уже реализована. <...> Сейчас нужно посмотреть, каков будет механизм реализации этого законопроекта. А пока ничего, кроме идеи, нет, и ее еще предстоит обдумать».

Госдума в связке с Кремлем уже на практике доказала, что самые странные идеи могут получать силу федерального закона за считаные дни. Но настолько ли велик рынок «джинсы» в блогах «тысячников», что требуется вмешательство парламента? Гонорары, которые получают авторы дневников, не идут в сравнение с рекламными бюджетами в СМИ, говорят эксперты.

Денис Терехов, основатель агентства «Социальные сети», занимающегося маркетинговыми коммуникациями в интернете и social media, говорит, что с экономической точки зрения превращать блоги в СМИ не имеет смысла. В этой сфере, полагает он, вращаются совсем небольшие деньги. В то же время большинство из получаемых блогерами гонораров, по его оценке, не облагаются налогами:

«Проблема в том, что рынок услуг блогеров абсолютно дикий и нецивилизованный. Оценить его невозможно. За эти деньги никто и никогда не отчитывается, и понять, на самом ли деле блогеру нравится кока-кола или нет, нельзя, даже если он ее похвалил. Обычные блогеры могут брать за размещение рекламы в своих постах от 3 до 5 тысяч рублей, а популярные блогеры уже от 100 до 150 тысяч рублей за пост. Это сопоставимо со стоимостью заказной статьи в уважаемом издании. Здесь все очень индивидуально. Что же касается клиентов блогеров, то, как правило, это коммерческие фирмы, а не Кремль или партии. Гораздо большие деньги тратятся на заказные DDoS-атаки. Они стоят десятки тысяч долларов в сутки. Но здесь точно никаких договоров нет, и расчет здесь наверняка происходят наличными».

С ним согласен и известный блогер Антон Носик. Он утверждает, что бюджеты на покупку «постов» не идут ни в какое сравнение с тратами фирм на маркетинг в социальных сетях:

«Рынок, вокруг которого крутятся самые большие деньги в интернете, называется SMM (social media marketing), а не вокруг блогов отдельных пользователей. Основные деньги десятки миллионов долларов – платят за маркетинг в социальных медиа. И блогеры здесь близко не стояли, так как каждый рекламодатель хочет, чтобы в его группе «ВКонтакте» были миллионы зарегистрированных участников. И в этом рынке платежи за какие-то промопосты занимают доли процента. Ведь сегодня в России есть только шесть блогеров, которые зарабатывают нормальные деньги. Значительно больше, чем 200 тысяч долларов в год. Но их имена у всех на слуху, и они платят налоги. Заниматься по-настоящему серьезными темами авторы инициативы, похоже, не хотят».

Блогеры идею ввести госрегистрацию для популярных дневников считают абсурдной. Антон Носик уверен, что большинство блогеров уже и так платят налоги с доходов:

«Статус блогов не имеет никакого отношения к Налоговому кодексу. Я и так могу платить налоги как физическое лицо или как индивидуальный предприниматель. И от того, будет ли мой блог считаться СМИ или нет, ничего не изменится. Свидетельство о регистрации СМИ не имеет к этому никакого отношения... Но они забывают, что в России закон о СМИ вообще никого ни в чем не ограничивает. Что же касается закона о клевете, то под него подпадает любой человек. И от того, что какой-то блог будет считаться СМИ, ничего не изменится».

Блогер Сергей Мухамедов уже был главредом собственного СМИ, ему не понравилось. А главное, выяснилось, что сама идея зарегистрировать свой блог как медиа вызвала спор с владельцем самой платформы дневников.

«С того момента, как блог становится СМИ, появляется ответственность. Нужно разработать устав издания, просматривать комментарии пользователя и удалять нарушающие законодательство. Но когда я попытался зарегистрировать свой блог как СМИ, я столкнулся с некоторыми интересными вещами. Например, оказалось, что я мог зарегистрировать на себя блог любого человека от Артемия Лебедева до Дмитрия Медведева. Это никто не проверяет. Но после того как я зарегистрировал свой блог как СМИ, администрация "Живого журнала" пригрозила мне судом за то, что я использовал их товарный знак. На самом деле они были в шоке от того, что оказалось, что я без их ведома создал на их портале СМИ, с которым они ничего не могут сделать и ничего из этого блога удалить, даже если за эту запись в блоге их могут внести в черный список Роскомнадзора. В итоге я отказался от регистрации блога как СМИ всего через два месяца».