Evapolar. Персональный кондиционер, использующий пластинки из «нанобумаги»

Владимир Левитин
Мария Ионова-Грибина для Slon Magazine
Елена Краузова Обозреватель Slon Magazine

Российские проекты не так часто обращаются к краудфандингу на западных площадках. Тем интереснее история петербургского стартапа Evapolar, собравшего на платформе Indiegogo более $200 тысяч на серийный выпуск персональных мини-кондиционеров.

Партнер проекта

Evapolar родился из изобретения отца одного из сооснователей проекта, который еще в 2000-м придумал новый материал – «нанобумагу»: вместо целлюлозы в ней используются базальт. Волокна этого материала имеют диаметр около 40 нанометров (в тысячу раз тоньше волокна бумагм), поэтому у него выше «капиллярный эффект»: вода может «подниматься» по ним на высоту до 30 см, они впитывают до 700% собственного веса и не разбухают. Из базальтового волокна создатели Evapolar, Владимир Левитин и Евгений Дубовой, сделали испаряющие пластины, которые одновременно работают как насос (впитывая воду на всю высоту) и как поставленная вертикально водная поверхность (вода удерживается на поверхности). Горячий воздух направляется сквозь картридж из пластин и за счет этого охлаждается. Создатели Evapolar уверяют, что аппарат в 50 раз эффективнее обычных сплит-систем и в 6–12 раз эффективнее существующих испарительных кондиционеров.

Slon поговорил с Владимиром Левитиным, сооснователем проекта.



Владимир Левитин и Евгений Дубовой

– На первый взгляд, кажется, что выделиться среди гаджетов для климат-контроля очень сложно. Почему вы пошли на этот рынок?

– У нас было много вариантов, какой рыночный продукт сделать на основе технологии. Мы остановились на персональном кондиционере, потому что поняли, что на рынке есть «дыра» – с одной стороны, есть множество производителей полнофункциональных кондиционеров (они управляют климатом во всем помещении, здании – они большие и сложные), с другой – есть вентиляторы, увлажнители (они как раз для пространства вокруг каждого человека, маленькие и простые, но это не кондиционеры). Мы решили сделать небольшой прибор, который был бы только «для тебя» и очень эффективно охлаждал воздух.

Мы опрашивали людей, покопались в отчетах, оказалось, что около 30% людей не удовлетворены стандартными климат-системами и кондиционерами. В России техника не справляется с жарой. В США кондиционеры в бизнес-центре включают в девять утра, они шпарят весь день, люди мерзнут – а в шесть вечера, когда кто-то еще работает, но кондиционеры в здании выключают, становится душно. В общем, было понятно, что человек должен делать климат-окружение для себя сам. Раньше были один на коммунальную квартиру телефон или телевизор, а теперь у каждого есть своя техника – тем же путем должны были пойти и кондиционеры. Мы хорошо понимаем, что вряд ли спустя 10–20 лет лучшим решением останется коробочка, которая испаряет воду, – но мы первые, кто смогли приблизиться к воплощению этого тренда «персональности».

– Почему вы решили сделать краудфандинговую кампанию, а не привлекать внешние инвестиции?

– Мы искали деньги, но российские инвесторы не любят хардверные стартапы. Они «тяжелые». Для стартапа, который делает веб-сервис или мобильное приложение, «посевной» раунд – это $300–500 тысяч, для «железного» – он хотя бы $1 млн, а на Западе на этой стадии получают даже до $3–4 млн.

Так что все пожимали плечами и не верили, что персональный кондиционер кому-то нужен. Тогда мы решили доказать им (и еще раз убедиться самим), что спрос есть. Понятно, что в случае с хардверным стартапом, ты не можешь сделать пилотную партию, попробовать ее распродать – это слишком дорого и рискованно. Мы поняли, что краудфандинг даст компании возможность доказать спрос, поднять свою оценку как минимум вдвое и стать заметными во всем мире.

– Кажется, что «мейкерство» и проекты инженеров-самоучек в последнее время, наоборот, набирают обороты.

– Тут надо отдать должное государству – да, появились «фаблабы», где техники-энтузиасты могут попробовать себя в работе с «железом». И если раньше в них сидели по два-три «гика», которые просто работали с плоттером или лазерным станком потому что «вау, какая классная штука», то теперь туда приходит действительно много любителей DIY-движения, чтобы мастерить прототипы. По крайней мере, в Москве и Санкт-Петербурге мест для любителей робототехники и электроники действительно стало много, «фаблабы» наполнены работой. Но до ажиотажа еще далеко. И все это не гарантирует, что венчурные инвесторы поверят в «железо».



– Почему вы пошли на Indiegogo, а не на KickStarter, что логичнее для технологических проектов?

– KickStarter и Indiegogo – как два брата: старший, KickStarter, – консерватор, живет по строгим правилам, младший, Indiegogo, – более либеральный. Поэтому на KickStarter проекты всегда с серьезным «видением», глубокой идеей, вдохновляющим видео, а на Indiegogo, например, может появиться куртка – ничего нового в продукте нет, просто производитель рассматривает краудфандинг как еще один канал продаж. Конечно, по философии проекта мы хотели идти на KickStarter. На нем больше и органического трафика. Но нам не повезло: на площадке запрещены продукты, связанные с управлением климатом. Климатическую технику сложно проверить. Революций никто не делает, а простые решения оценить можно только субъективно. Появлялось много «фейков» и проектов, с которыми KickStarter просто не знал, что делать. Постоянно сомневаясь, можно ли такие проекты пускать на площадку, KickStarter в конечном счете решил исключить их полностью.

Мы, конечно, понимали, что рискуем. Во-первых, в России не очень много проектов, собравших деньги через краудфандинг (и их основатели самыми главными секретами успешных кампаний не делятся), во-вторых – мы запустили кампанию в сентябре (мы начали проект в апреле и еле успевали), в «низкий» для краудфандинга сезон, не говоря уже о том, что осенью тема охлаждения воздуха теряет актуальность.

– Сколько вы вложили в раскрутку кампании?

– Около $50 тысяч. Те, кто думают «закину-ка я идею изобретения на краудфандинговую площадку, авось, получится» никогда не собирают нужных сумм. Те, кто поднимают $1–2 млн тратят хотя бы $150 −200 тысяч. Вначале собирают базу адресов электронной почты для рассылки, строят сообщества в соцсетях, потом около $100 тысяч вкладывают в очень хороший ролик, еще $50 тысяч в другие материалы, около $15–20 тысяч уходит на рассылку бесплатных гаджетов журналистам.. Так что краудфандинг – такой же маркетинговый канал: ты вливаешь деньги, они приумножатся.

– Кто дал вам денег? Сейчас вы предлагаете Evapolar за $179, хотя в рознице он будет стоить $250, это не то чтобы дешево.

– Понятно, что бэкеры (те, кто дают деньги для краудфандинговых проектов. – Slon) для таких проектов – новаторы, те, кто хочет первым попробовать что-то необычное, недавно появившееся. Обычно у краудфадинговых кампаний около 70% денег приходит из США, у нас получилось чуть меньше, потому что спрос оказался большим в Азии. Запад воспринимал нас как «гаджет» (а интерес к гаджетам по всему миру падает, люди в каком-то смысле «наигрались»), а Азия – как кондиционер, как хороший прибор для решения проблемы. Ну, и сказалось настороженное отношение к России со стороны США. Дело не в политике, а в представлении о России как о стране с медведями, откуда иногда взлетают звезды, но крайне редко – а в целом там ничего нет. Про нас мало писали в западных СМИ, а публикаций в Китае и Индии было очень много – хотя в этих странах хуже понимают, что такое краудфандинг вообще.

– Сказались события последних лет?

– Не только. Для стартапов, которые выходят на краудфандинг из России, давно было нормой закапывать российские корни. Находили партнеров в США, регистрировали компанию там – чтобы сделать вид, что они к России никакого отношения не имеют. Мы рассказывали, что пришли на Indiegogo с российским «флагом» инвесторам одного сингапурского акселератора, – они на нас как на безумцев смотрели. Да, у нас черным по белому написано, что мы из Санкт-Петербурга, но мы сделали это не столько из-за патриотизма, сколько просто из-за нежелания врать. Краудфанговые проекты почти всегда -это личный диалог команды проекта и потенциальных бэкеров, поэтому идеологически важно стараться быть открытыми и говорить правду.

Потом холодок со стороны американцев мы ощутили. И так недели уходят на то, чтобы найти выходы на журналистов западных медиа, но потом с нами многие не хотели разговаривать просто потому, что мы из России. Один журналист ответил что-то вроде «если вы предлагаете что-то из России или из Нигерии, вы нам неинтересны». Хай-тек журналисты, конечно, разводят тему стартапов и тему политики, но все равно скепсис был. Потом нам все-таки удалось убедить главреда TechCrunch посмотреть на Evapolar – мы посадили человека на самолет, он встретился с ним в душном баре – как раз получилось показать, как быстро гаджету удалось охладить воздух.

– Сколько у вас предзаказов?

– Мы получили около1,2 тысяч предзаказов на $170 тыс. Еще у нас есть заказы от дистрибьюторов и компаний, которые хотят купить Evapolar, чтобы оборудовать рабочие места сотрудников, или, например, как корпоративные подарки и это еще около 15 тысяч мини-кондиционеров. Поэтому мы разговариваем с инвесторами о раунде в $500 тысяч – теперь мы стартап с реальными предзаказами и подтвержденным спросом, с нами хотят общаться как в России, так и за рубежом. От инвестора нам нужны «умные» деньги (в первую очередь, это экспертиза в производстве и дистрибуции), и мы очень надеемся найти такого партнера в России.