Китайский путь     

Что такое китайские города-призраки

Это совсем не то, что о них думают
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 3 30 555 экспорт в блог
Что такое китайские города-призраки
Фото: chinive.com
Пустые многоэтажки, безлюдные улицы с мигающими светофорами, гипермаркеты без товаров и покупателей, детские сады без детей, университеты без студентов, гигантские изваяния посреди пустых площадей, футуристические музеи без экспонатов и посетителей... Подобные описания, подкрепленные фотографиями со спутников (см., например, здесь) и репортажами с места событий (смотрите здесь), стали появляться в прессе еще в 2010 году. Это не зарисовки из фильма-катастрофы, это так называемые китайские города-призраки. По разным подсчетам, их около дюжины и все они были построены за последние 6–10 лет.

В России тоже есть безлюдные деревни, поселки и города (и с каждым годом их все больше), но они принципиально отличаются от китайских. Китайские  пустуют не потому, что покинуты обитателям, – они никогда не были заселены. Зачем же строятся эти города, некоторые из которых могут вместить более 1 млн человек? Почему пустуют? Что это значит для китайской экономики в целом?

Интернет полон догадок, часто, как водится, конспирологических. Если отбросить самые нелепые, вроде «в ожидании коллапса Америки китайцы готовят жилье для своей американской диаспоры» или «китайцы затеяли великое переселение из городов, которым грозит экологическая или геологическая катастрофа», то основные версии происходящего представляются журналистами и некоторыми экспертами следующим образом.  

Модель китайского экономического роста с опорой на инвестиции в инфраструктуру наконец доказала свою ущербность. Инвестиции, доля которых в ВВП составляет порядка 50%, искусственно наращиваются властями, что является опасной аномалией. В погоне за ростом ВВП китайцы строят так много, что на рынке явный переизбыток недвижимости. Строительство финансируется за счет госкредитов, что само по себе вызывает вопросы о качестве кредитных портфелей. Кроме того, дотирование строительства открывает возможности для «распила» бюджетных денег местными правительствами, что и происходит в реальности. Рост цен на жилье делает его недоступным для большинства китайцев, и правительству стоит больших усилий сдерживать спекулятивную накачку цен. Таким образом, в Китае налицо два пузыря, связанных с недвижимостью: ценовой и количественный. Города-призраки – это проявление тех тенденций, которые в ближайшем будущем приведут к взрыву этих пузырей, и, как следствие, к сильнейшему экономическому кризису.

На самом деле, все это не совсем так. Китай поставил перед собой ряд задач, решение которых является залогом существования  государства в нынешнем виде. Вот эти задачи: поддержание высоких темпов экономического роста; обеспечение населения работой; масштабная урбанизация; индустриализация и многоплановая модернизация экономики; утилизация свободных финансов, наводняющих страну за счет торгового профицита, недооцененного юаня и иностранных инвестиций.

Строительство инфраструктуры является той панацеей, которая позволяет государству одновременно решать все эти задачи. В свое время еще Джон Мейнард Кейнс предлагал «копать ямы, а потом засыпать их снова» в качестве лекарства от рецессии. Китай немного развил эту идею и, кроме рытья ям, страна стала строить города, мосты, дороги и заводы. Позитив налицо, результаты впечатляют: двузначные цифры роста ВВП, безработица «всего» 5–6%, 10 миллионов крестьян ежегодно переселяются в города, развиваются многочисленные отрасли, связанные со строительством и тд. Но, разумеется, у этой медали есть обратная сторона.

Все дело в том, что основные доходы местных бюджетов слагаются из поступлений от продажи земельных участков и недвижимости. Это значит, что местные правительства крайне заинтересованы в том, чтобы строить много и быстро и продавать – подороже. Зачастую решения по строительным проектам принимаются в ущерб экономической, а также экологической целесообразности. Одним из таких примеров может служить Циншуйхэ, поселок неподалеку от административного центра Внутренней Монголии города Хохот. Строительство Циншуйхэ было начато в 1998 году и окончательно заброшено в 2008 из-за отсутствия средств. Местные чиновники были привлечены к уголовной ответственности, а поселок остался незаконченным и абсолютно непригодным для жизни.  

Еще местные правительства совсем не брезгуют приписками: планы экономического роста, поставленные Пекином, нужно выполнять. «Постройка моста – это ВВП, демонтаж моста – еще больше ВВП, постройка моста заново – опять ВВП. Один мост трижды увеличил ВВП, хотя он на самом деле трижды оттянул на себя огромные ресурсы, добавив что-то к народному богатству лишь однажды», – таким образом Секретарь компартии провинции Гаундун Вань Ян описал то, как порой считается рост экономики.

Все эти явления имеют место. Но они не являются системными, на них нельзя строить выводы, и «города-призраки», если разобраться в ситуации чуть глубже, как нельзя лучше это демонстрируют.   

Начнем с того, что «города-призраки» на поверку оказываются не совсем городами и не совсем призраками. Многие из них – новые микрорайоны существующих городов, иногда расположенные на периферии. Таков, например, «новый район Чжэнчжоу» (Zhengzhou New District). Более того, такие районы есть почти в любом китайском городе, и объяснение тому самое простое. Cкорость строительства в Китае шокирует. Жители, попутная инфраструктура и сервис просто не успевают за строителями. Кому захочется жить в огромном районе, где не работают ни рестораны, ни школы, ни магазины? И наоборот, кто будет открывать рестораны и магазины, если в округе никто не живет? Новые районы заселяются постепенно, где-то быстрее, где-то медленнее.

Город Ордос с его новым районом Канбаши, построенным в 20 км от центра, называют самым странным городом-призраком Китая. Новый район вырос за 6–7 лет прямо посреди пустыни во Внутренней Монголии. Будучи рассчитан на полмиллиона жителей, год назад новый район насчитывал лишь 30 000 человек. И хотя сегодня в городе уже более 100 000 жителей, он все равно выглядит довольно пустынным. При этом стройка в Канбаши лишь наращивается: такое количество башенных кранов – редкость даже для видавшего виды Китая. Что это: бездумная гонка за ВВП или гигантский распил бюджетных средств? Объяснение проще: Ордос – самый богатый город Китая, с ВВП на душу населения в два раза больше, чем в Пекине. Он расположен на гигантских месторождениях угля и природного газа. Местное правительство располагает огромными финансовыми средствами и, стремясь оставить деньги в регионе, вкладывает их в новый город, в проектировании которого участвуют именитые западные фирмы. Все жилье в городе раскупается еще до начала строительства (вообще, покупка жилья на стадии строительства – это общая практика для китайцев), а пустуют дома потому, что владельцы живут и работают в «старом» Ордосе или других городах Китая, а в Канбаши наведываются на выходные.

Эту же ситуацию можно наблюдать и в других «городах-призраках», например, в поселке Дая, расположенном  в 70 км от г. Шэньчжэнь. Он был полностью отстроен за считанные годы, но остается малозаселенным, поскольку квартиры раскуплены жителями Шэньчжэня, где цены на жилье в 4–5 раз выше. Лет 10 назад шанхайский район Пудун тоже очень напоминал город-призрак, а сегодня это один из самых престижных районов города.

И в Ордосе, и в Дая, и во многих других «городах-призраках» пустующим остается, в основном, жилье высокого класса. Его покупка является инвестицией на будущее: когда заработает инфраструктура, стоимость недвижимости вырастет в разы. Именно это жилье  пользуется спекулятивным спросом, и именно здесь образуется ценовой пузырь: по некоторым данным, в крупных городах стоимость переоценена на 15–40%. Однако не стоит забывать, что высококлассное жилье составляет не более 10% от всей жилой недвижимости Китая. Бюджетные квартиры, которые строятся государством, а также  компаниями для своих служащих, не пользуются таким ажиотажным спросом, и цены на них, если и превышают реальную стоимость, то не намного. Таким образом, речь тут идет, скорее, не о макро-, а о микропузыре.

На мой взгляд, разговоры о переизбытке жилой недвижимости в Китае тоже являются мифом. Даже сегодня, после более чем 10 лет интенсивного строительства, на городского жителя в среднем приходится около 20 кв.м. При этом население городов ежегодно увеличивается на 10–12 млн. человек. А еще есть 200-миллионная армия рабочих-мигрантов, которые, в основном, проживают в общежитиях и бараках при заводах. Поэтому Китай прекрасно понимает, что все эти «города-призраки» очень скоро будут заселены, пусть даже кое-где простоят пустующими несколько лет. «Ведь это убытки!» – скажете вы. Да, но у Китая сегодня столько денег, что он может себе это позволить.  

Таким образом, лично мне кажется, что разговоры о пузырях в сфере недвижимости, хотя и имеют под собой реальное основание, все же сильно преувеличены, как и страхи того, чем может обернуться их разрыв. Основное отличие китайской ситуации от, скажем, американской, приведшей в итоге к финансовому кризису, в том, что китайцы не покупают жилье в долг и не живут под залог недвижимости. Даже если представить, что китайский пузырь лопнет, это не приведет к тяжелым последствиям для финансовой системы страны. Но и разрыва, скорее всего, не случится, поскольку правительство может действенно влиять на ситуацию. В течение всего 2011 года правительство предпринимало усилия по обузданию роста цен на городское жилье. Несколько раз повышались депозитные ставки для банков, а также процентные ставки по кредитам. Были введены жесткие ограничения на покупку второй квартиры, а также на жилье для иногородних. В итоге в апреле цены на жилье упали на 4,9%, а к маю–июню ситуация стабилизировалась: цены застыли. Думаю, что в будущем Пекин постарается расширить возможности для пополнения местных бюджетов с тем, чтобы ограничить спекулятивный спрос населения на недвижимость.

Китай – огромная страна со стремительно развивающейся экономикой. Ежегодно он растет на 2 млрд квадратных метров жилых, офисных и торговых помещений. Будут ли здесь образовываться пузыри? Конечно. Можно ли избежать перекосов в экономике? Маловероятно. Но «города-призраки» – это совсем не начало конца.

Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 3 30 555 экспорт в блог
ТЕГИ:  Китай Макроэкономика Страноведение Стройкомплекс