Фото: EPA/ИТАР-ТАСС

Евросоюз еще не успел ввести новые санкции против нефтяной промышленности России, а премьер-министр Дмитрий Медведев уже рассказал, какими могут быть потенциальные контрсанкции с российской стороны, – Москва угрожает закрыть транссибирские воздушные маршруты для европейских и американских авиакомпаний.

В силу географии больше всех расстроились европейские авиаперевозчики, особенно финская национальная авиакомпания Finnair, которая в последние годы сделала ставку на развитие авиационных маршрутов в Восточную Азию. И конкурентным преимуществом финнов был как раз сибирский маршрут, но российский запрет может отдать это преимущество азиатским компаниям. А удар по Finnair способен запустить настоящий эффект домино для экономики северной страны. Но и Air France, Lufthansa и British Airways также получат значительные убытки. К сожалению, для этих компаний Россию облетать – себе дороже.

Долгие маршруты юга

Путаница с размерами стран и кратчайшими маршрутами между разными точками планеты давно стала причиной недоумения широких народных масс во всем мире. Ну как можно спокойно относиться к такой иллюстрации маршрутов компании Finnair на Дальний Восток, если невооруженным глазом видно, что длина изогнутой трассы от Хельсинки до Токио гораздо больше возможного маршрута в обход российских границ с юга. И еще читать после этого об обеспокоенности авиакомпании. Летите югом – и все дела.


Трасса Хельсинки – Токио из-за искажения проекции карты кажется длиннее, чем маршрут в облет России с юга

Иллюстраторы, к сожалению, выбрали картографическую проекцию «Меркатора», которая увеличивает все, что находится ближе к полюсам. Поэтому и появляется иллюзия, что южный путь короче северного. Еще нужно учитывать, что по воздуху из точки А в точку В можно добраться двумя путями: либо по прямой, называемой локсодромией, при сохранении постоянного курса, либо по так называемой дуге большого круга, или ортодромии. Ортодромия – это кратчайшее расстояние между двумя точками на поверхности земного шара, но вот беда – она пересекает меридианы под различными, постоянно меняющимися углами. А происходит это из-за схождения меридианов у полюсов.

Летать по локсодромии проще: отправляясь из Сиэтла (США) в Лондон (Рисунок 2), достаточно постоянно держать курс 87 градусов. Но это не самый короткий путь. Короче лететь по ортодромии, но тут курс нужно регулярно менять.

В ряде случаев, как, например, при полете по меридиану или по экватору, локсодромия и ортодромия – одно и то же. При полете на расстояние до 1000–1200 километров заметной разницы между ними также не будет. А вот на более значительных дистанциях разница становится все более внушительной.

Сейчас в интернете масса программ, которые рассчитывают маршруты кратчайших авиаперелетов по ортодромии. Некоторые не требуют специальных знаний и даже рисуют трассы полета на картах. Возьмем одну из них и зададим маршрут Хельсинки – Токио.

Сплошные цифры

Навигационная программа сообщает, что расстояние от финской до японской столицы составляет 7838 км. А теперь сравним с маршрутом в облет России – через Минск, Одессу, Баку, Ташкент, Пекин. В сумме эта трасса протянется на 9246 км. Разница в 1408 км, это удлинение маршрута на 18%.

Может, лучше отправиться в Токио из Франкфурта-на-Майне, одного из крупнейших аэропортов Европы? Там летает немецкая Lufthansa. Прямая трасса также идет через север Сибири и составляет 9355 км. Но вот облет по южной трассе, через Бухарест, Баку, Ташкент и Пекин, составит уже 11134 км, тут разница – 1779 км, или увеличение расстояния на 19%.

А если отправиться из Финляндии в Гонконг, то удлинение маршрута станет еще заметнее – целых 22%, или 1740 км. Это означает, что самолет финской компании должен будет проделать путь на пятую часть длиннее, чем самолет китайской компании, летящий по сибирскому маршруту.

Кстати, американские компании не будут испытывать таких проблем. Идеальный маршрут из Гонконга в Нью-Йорк чуть короче 13 тысяч км. Маршрут, пролегающий мимо Японии и Камчатки, мимо Анкориджа, длиннее всего на 900 км, или на 7%. С учетом того, что доля транссибирских рейсов у крупнейших авиакомпаний Европы составляет считаные проценты, получается, что самые сильные убытки понесут финны.

Тяжкий бизнес пилотов

Авиационные пассажирские перевозки – далеко не самый прибыльный бизнес. Рентабельность уже в 1,8% заставляет радоваться сердца авиаперевозчиков. И 20-процентное увеличение длины полета никак не способствует росту прибыли.
Именно чтобы как-то свести концы с концами, финский национальный перевозчик несколько лет назад начал активно осваивать азиатское направление. В 2008 году компания имела более 50 млн евро убытков против прибыли в 140 млн евро годом ранее. Руководство компании обратило внимание на то, что в наименьшей степени пострадали именно азиатские маршруты, прибыль более чем на 40% приходила именно оттуда, и решило продолжать плавную переориентацию на Восток. В числе прочего компания стала увеличивать парк дальнемагистральных самолетов, а в марте 2014 года прессе рассказали о планах переоснащения самолетов спальными местами в связи с ростом числа бизнес-пассажиров.

Развитие компании затронуло и развитие базового аэропорта – Хельсинки-Вантаа. Началось строительство железнодорожной ветки от центра столицы Финляндии к аэропорту, причем на участке у аэропорта железная дорога уходила под землю. Таким образом, «восточный проект» компании стал началом целой цепи инфраструктурных проектов, которые должны были сделать Хельсинки одним из главных хабов на пути из Азии в Европу и наоборот. Но это было до начала войны санкций.

Ненужные конфликты

Сибирский маршрут уже был закрытым раньше – в послевоенные годы. Однако в 1970-е СССР начал, в соответствии с нормой «первой свободы», определяющей право на беспосадочный перелет над страной, взимать плату с таких рейсов. Эта практика сохранилась и в новой России.

Некоторые полярные маршруты просто немыслимы без полета над Россией. Но их не очень много

Власти разных стран, в том числе Финляндии, регулярно заключали соглашения об использовании маршрутов над Сибирью. И далеко не всегда просители получали желаемое – например, осенью 2012 года Финляндия пыталась согласовать 14 маршрутов из Хельсинки в Азию, однако Россия согласовала только три маршрута в Китай. 

Год назад Россия, уже пообещавшая уйти от непрозрачной системы назначения роялти за использование сибирского маршрута, начала торговаться, желая стяжать дополнительные льготы. В частности, на переговорах с чешскими авиационными властями российская сторона заявила, что готова обменять отмену выплат за пролеты авиакомпаний Чехии над Сибирью на право российских перевозчиков летать из Чехии в другие аэропорты Евросоюза.

Россия стала, таким образом, претендовать на «седьмую свободу воздуха» – то есть на право перевозить пассажиров и грузы между двумя иностранными государствами. И заодно связала условия схемы роялти с квотами на выбросы парниковых газов, которые Еврокомиссия предлагала взимать с авиакомпаний, в том числе российских, за выбросы при полетах над ЕС. К сожалению, полетам над Сибирью всегда предшествовала сложная бюрократическая возня. Но угрозы Медведева – это уже не просто усложнение доступа к коридорам, это закрытие неба, как было до 1970 года. 

Сторонники конспирологических теорий могут предположить, что идею о закрытии неба для европейских компаний проталкивают лоббисты азиатских и американских авиаперевозчиков. Думается, однако, что это предложение возникло от ограниченности ресурсов воздействия на Евросоюз и США у российского руководства и нежелания бросать на стол последние – сырьевые – козыри.