Фото: Bruno Zaffoni / flickr.com
Исторические аналогии – опасная вещь. Идея о том, что прошлое страны обязательно определяет ее будущее (например, что многовековой опыт российского деспотизма не позволяет рассчитывать на установление демократии в России) – идея не историческая, поскольку не подтверждена фактами.
Однако в случае с Китаем такие прогнозы более чем уместны, считает политолог и журналист Майкл Шуман, многолетний корреспондент The Wall Street Journal и Time в Пекине и других азиатских столицах.
Последняя по времени книга Шумана «Прерванная сверхдержава: мировая история с точки зрения Китая» (вышла по-английски в 2020 году) – одна из важных работ последнего времени, помогающих лучше понять политическую философию современного Китая, которая часто ставит в тупик западных наблюдателей. Шуман напоминает, что в китайской политической культуре есть четкая модель преемственности:
Зазор между прошлым и настоящим невелик, и настоящее сознательно рифмуется с прошлым с поразительной, почти пугающей настойчивостью.
Автор книги – знаток китайской истории и культуры (одна из его предыдущих работ была посвящена Конфуцию), так что «Прерванная сверхдержава» – это не исторический трактат, а, скорее, книга о влиянии истории на самооценку и стратегическую позицию Китая (несколько иному аспекту этой важной темы был посвящен интереснейший материал, опубликованный на днях коллегами из журнала «Будущее»).
Для председателя Си, пишет Шуман, ролевой моделью является император Чжу Юаньчжан, основатель династии Мин (правил в 1368–1398), имеющий историческую репутацию реформатора и победителя, изгнавшего захватчиков-монголов, правивших Китаем почти сто лет. Именно идеологию национального возрождения после долгих унижений и дискриминации со стороны иностранцев продвигает Си Цзиньпинь, эксплуатирующий образ «защитника китайского народа»:
Идеологемы национального возрождения, которые пропаганда вкручивает в головы граждан, вполне могли бы быть начертаны в каком-нибудь минском указе.
Еще в 2014 году Си произнес в Пекинском университете своего рода «мюнхенскую речь»:
После Опиумной войны 1840-х годов китайский народ давно лелеял мечту о великом национальном обновлении. Китай когда-то был мировой экономической державой. Однако эта держава упустила свой шанс после промышленной революции и последовавших за ней драматических изменений и, таким образом, осталась позади и пострадала от иностранного вторжения… мы не должны позволить этой трагической истории повториться… Китай никогда больше не потерпит издевательств со стороны какой-либо нации.
Китай и в самом деле был сверхдержавой (как минимум региональной) на протяжении сотен лет и лишился этого статуса за исторически короткий срок, пишет Шуман. Недолговечной оказалась и роль великой морской державы, о которой мечтали третий минский император Чжу Ди (правил в 1402–1420) и его современник и соратник – знаменитый адмирал и путешественник Чжэн Хэ. Гигантские «корабли сокровищ» адмирала Чжэна не раз пересекали Индийский океан и добирались до берегов Аравии и даже Африки, причем, в отличие от европейских завоевателей, исключительно с мирными целями (это любят подчеркивать китайские идеологи).
Впрочем, полезно помнить и другое: завоевывать народы далеких островов и стран у адмирала не было никакой нужды, поскольку все они и так по умолчанию считались данниками императора Поднебесной – пусть даже никогда не слыхали о Китае.
Новая книга Майкла Шумана пока что не переведена на русский язык, но тем временем о рождении и развитии китайской морской и торговой сверхдержавы можно более подробно почитать в интересной работе «Китай в конце VIII – начале XV в.: территориальная консолидация и выход в открытое море» в составе сборника «Империи Средневековья. От Каролингов до Чингизидов», который недавно вышел в издательстве Альпина нон-фикшн.
Автор статьи Паола Каланка (Paola Calanca) – французский китаист, профессор Парижского университета. С любезного разрешения издательства публикуем выдержки из ее работы.
Александр Туров