Специально для журнала «Будущее» Евгений Верлин побеседовал с китаеведом и переводчиком основополагающих китайских текстов, писателем и поэтом Брониславом Виногродским о том, как и почему древнекитайские трактаты вдруг стали актуальными для сегодняшних бизнесменов и управленцев, и о том, что им вообще может дать погружение в философию Поднебесной.
– Древнекитайские философские трактаты, по крайней мере некоторые из них, выглядят сегодня не только «путеводителями» и «инструкциями» государственного управления, но и весьма точными инструментами для выстраивания бизнес-структур и бизнес-отношений. Почему эти чуть ли не доисторических времен инструменты оказались вдруг волшебно переброшены сначала в индустриальное будущее XX века, а потом и в постиндустриальное будущее XXI-го?
– Эти трактаты изначально были инструментами выстраивания структур как таковых вообще – любых универсальных структур в общественном сознании. Например, трактат №1 – «Книга перемен», которую изучали все сдающие экзамены на доступ к занятию должностей в административном аппарате традиционного Китая, – сфокусирован в первую очередь именно на управлении структурами сознания. Такие тексты я называю темпорально-семантическими кодерами. Это умение строить знаковые структуры по определенным моделям и далее проявлять их во времени, видеть, как они развиваются. А все остальные трактаты уже дополнительные. То есть они учили и учат в первую очередь мыслить. И, конечно же, государственное управление, а также управление любым бизнесом, вообще любыми отношениями, без этих трактатов для традиционного китайского мышления невозможно.