Дональд Трамп и Си Цзиньпин. Фото: Shealah Craighead / White House / flickr.com

Дональд Трамп и Си Цзиньпин. Фото: Shealah Craighead / White House / flickr.com

Все чаще и активнее Китай использует свой возросший экономический вес, чтобы противодействовать или даже угрожать странам, которые бросают вызов его действиям, критикуют его лидеров или выражают сочувствие людям, которых Пекин считает диссидентами или сепаратистами. При этом сегодня лишь немногие государства могут противостоять «буллингу» Китая в одиночку, а существующие союзы вряд ли способны нейтрализовать экономические угрозы Поднебесной. Смогут ли демократии сплотиться перед лицом «китайской угрозы»? Займет ли Китай место СССР в новой холодной войне?

Ситуация с коронавирусом подлила масла в огонь торговой войны с Китаем. Так, весной этого года Австралия призвала к международному расследованию происхождения коронавируса. В ответ китайский посол в Австралии заявил, что китайцы могут обойтись без австралийского вина и говядины. Учитывая, что Китай – крупнейший экспортный рынок для Австралии, это можно расценивать как серьезную угрозу экономического бойкота. В результате Китай все же заблокировал импорт крупных австралийских производителей мяса и установил тарифы на австралийский ячмень.

В апреле китайские чиновники пообещали ЕС неопределенные, но вряд ли приятные последствия, если в официальном докладе по COVID-19 будет упомянута китайская «глобальная кампания по дезинформации». Кроме того, Пекин пригрозил экономическим ущербом немецким автопроизводителям, если Германия попытается исключить из своих сетей 5G оборудование Huawei. В прошлом году Китай угрожал наложить торговые ограничения на Швецию после того, как шведское отделение группы PEN International вручило шведскому автору китайского происхождения премию для преследуемых писателей.

Налицо, по выражению журналиста The Atlantic, своеобразный экономический империализм: Китай, ведомый Компартией, пытается заставить другие страны соблюдать его авторитарные нормы и использует техническое превосходство для создания собственных важных коммуникационных сетей.