Логотип компании Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) на пляже во время Международного фестиваля «Каннские львы»

Логотип компании Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) на пляже во время Международного фестиваля «Каннские львы»

REUTERS / Eric Gaillard / scanpix

На что потратить время, на что обратить внимание, решаем, как правило не мы. Нашим вниманием распоряжаются другие люди и все в большей степени машины — рекомендательные и прочие сервисы. Внимание отнято у нас и торгуется на самом большом и доходном глобальном рынке. Может ли человек вернуть свое внимание себе? Максим Трудолюбов отвечает на проклятые вопросы о политике и экономике внимания.

В прошлой колонке мы говорили о том, что замечать стоит не только лидеров — политиков, журналистов, писателей, музыкантов и художников, — а тех, кто их создает. А создают их «последователи» — политические сторонники, зрители, подписчики, followers в социальных медиа. Их главный ресурс — внимание.

Человеческое внимание, ограниченное временем, неровное, легко переключаемое — это ключевой источник власти и денег в мире. Политики стремятся захватить ваше внимание пропагандой и силой. Медиа и социальные медиа продают вашу готовность быть «последователями» продавцам всех вещей мира на гигантском глобальном рынке внимания.

Важнейшим вопросом поэтому является вопрос о том, как распределяется внимание человека.

Является ли человек его полноценным хозяином? Можно ли вниманием командовать, приказывать ему, манипулировать им, покупать его? И если внимание захвачено и подчинено какой-то внешней силе, то можно ли его освободить?