Когда в декабре 2010-го колумнистке журнала Vogue Джоан Джульет Бак предложили взять интервью у жены президента Сирии Башара Асада Асмы, она имела смутное представление о политической обстановке на Ближнем Востоке и удивилась, почему редактор не обратится к эксперту. Ей объяснили, что для профиля первой леди изданию о моде и стиле не потребуется экскурс в государственные дела – достаточно рассказать, какой Асма человек. Чем уроженка Лондона занимается в Дамаске? В чем видит свое предназначение? Как ей удалось установить доверительные отношения с населением?
Бак узнала, что за 10 лет правления ее мужа миссис Асад преобразила Сирию: занялась культурой и запустила несколько гуманитарных инициатив, мотивировала молодежь активно выражать позицию и показала, что даже в консервативном государстве можно оставаться обаятельной и открытой. Журналистку попросили не углубляться в политику и сосредоточиться на составлении портрета неординарной личности.
Она согласилась. Когда еще выпадет шанс окунуться в атмосферу древности и волшебства, в мир арабских сказок и археологических находок, параллельно пообщавшись с одной из самых загадочных и интересных женщин XXI века? Коллеги убили бы за такую возможность.
«Асма аль-Асад гламурная, молодая и элегантная – самая свежая и притягательная из всех первых леди, – так начинался комплиментарный очерк Бак. – Ее стиль не сводится к привычному для ближневосточных авторитетов шику и блеску. Он заключается скорее в отсутствии ярких украшений и аксессуаров. Эта женщина сочетает редкие качества: стройная, длинноногая красотка с аналитическим складом ума, которая одевается с хитрым чувством недосказанности. В Paris Match ее назвали “лучом света в стране, полной темных уголков”. Это первая леди Сирии».
Статья об Асме Асад вышла в мартовском выпуске Vogue. В мае 2011-го журнал удалил материал с сайта, а контракт с Бак не продлили. Найти полную версию интервью в сети 10 лет спустя практически невозможно.
Летом 2012-го столкнувшаяся с травлей колумнистка попыталась объяснить, почему на самом деле она – жертва, невольно участвовавшая в создании фейкового имиджа:
В Vogue хотели, чтобы я описала приятную первую леди неоднозначной страны. Я хотела увидеть колыбель цивилизации. В Сирии была токсичная атмосфера, но что плохого могло случиться? В тот момент я еще не знала, что встречусь с убийцей.