Недавнее ужесточение правил модерации в фейсбуке привлекло всеобщее внимание: в бане успели побывать уже почти все и при этом порой за совершенно невинные высказывания. Некоторые пользователи фейсбука отнеслись к происходящему с юмором и иронией и даже предложили учредить премию «Безумный банщик» за самые нелепые причины попадания в бан (среди самых ярких – за фразу «Резать, не дожидаясь перитонита», за эпитет «жирненькая» в адрес традесканции, за поговорку «Россия – родина слонов»).
Не всех, впрочем, забавляет ситуация: автор недавней статьи в The Atlantic сравнивает соцсеть с «машиной Судного дня», созданной с одной лишь целью – уничтожить разумную жизнь на планете. А Шошана Зубофф в скандальном бестселлере «Эпоха надзорного капитализма» весьма убедительно рисует антиутопию, в которой система всеобщего наблюдения с помощью компьютерных алгоритмов манипулирует желаниями и мнениями людей. Люди изображены бессильными жертвами, лишенными свободы воли. Но так ли это на самом деле? Неужели машины взяли верх?
Считается, что социальные сети способствуют поляризации людей и эксплуатируют человеческие слабости, создают «эхо-камеры», в которых у каждого появляется свое видение реальности, размывают понимание фактов. Что еще хуже – корпорации, стоящие за ними, все это делают намеренно с целью наживы. В основе всех этих теорий лежит предположение о том, что во взаимоотношениях людей с алгоритмами первые не контролируют последних, а человек и вовсе лишен субъектности. Защитники соцсетей часто принижают значимость этих аргументов или и вовсе игнорируют их. Это ошибка: технологии должны служить обществу, а не наоборот.
Никого не должно удивлять, что отсутствие прозрачности в корпорациях работает на элиты, а не в интересах простых пользователей. В конце концов, людям будет куда приятнее и удобнее пользоваться алгоритмами того же фейсбука, если они получат больше информации о них, и если компания честно признает это и даст им больше контроля, утверждает в эссе в блоге на платформе Medium бывший вице-премьер Великобритании и нынешний глава глобальной стратегией Facebook Ник Клегг. Приводим краткий пересказ этого лонгрида.