В "Седьмом континенте" около моего дома исчез отдел музыки. Теперь на его месте продают кошачий корм. Я долго наблюдал за метаморфозами, происходившими в границах одного стеллажа размером полтора метра на два. Когда-то там можно было обнаружить все самые свежие и важные релизы текущего момента. Потом остались самые беспроигрышные. Среди CD – поп-сборники и коллекции старых хитов в формате mp3, среди DVD – дешевые издания блокбастеров полугодичной давности. Потом DVD стали активно вытеснять CD. Теперь нет ни тех, ни других. Вряд ли это решение одного конкретного магазина. "Седьмой континент" – большая серьезная сеть. В конце прошлого года, когда появилась информация о том, что CD перестал закупать "Ашан", глава "Фирмы грамзаписи "Никитин" Алексей Никитин, которого я попросил провести мастер-класс для своих студентов – будущих продюсеров, просил их не поддаваться панике и излучал спокойный оптимизм: "У нас более 2,5 тыс. магазинов только на прямых контрактах, включая "Эльдорадо", "Седьмые континенты", "Перекрестки" и "Белые ветры". Есть пара сетей, которые прекратили закупки, но это не слишком массовая доля. "Ашан" – это 10 – 15 магазинов в Москве. Это не сравнится со 101-м магазином "Седьмой континент", с 500-ми салонами мобильной связи "Эльдорадо", которых мы в Москве почти не видим, с 2,5 тыс. магазинов "Магнит", которые работают в Краснодарском крае и Поволжье". Теперь ситуация на рынке физических носителей обострилась до предела. Недавно компания Gartner, мировой лидер в области исследования информационных технологий, рекомендовала звукозаписывающей индустрии в принципе отказаться от компакт-диска как основного источника денежных поступлений. Причина: упор на продажи CD мешает полноценному использованию возможностей, предоставляемых он-лайн дистрибуцией музыки, и не помогает вытеснению "пиратских" сервисов. "Музыкальным лейблам следует в первую очередь заниматься цифровым выпуском всех новых релизов и каталожных изданий, а в вопросах производства CD перейти к "печати под заказ", что позволит компаниям сократить издержки и расходы" – цитируют Gartner "Звуки.Ру". Тот же Алексей Никитин, чья компания является российским партнером Warner, одного из четырех глобальных рекорд-мейджоров, недавно с гордостью и помпой сообщил о получении прав на распространение в России музыки из каталога Warner цифровым способом. Австрийский продюсер Маркус Трошер, некоторое время назад также активно работавший с каталогом Warner в России, на пресс-конференции господина Никитина буквально кричал мне в ухо: "Это исторический день!" Понять, почему так, оказалось выше моих сил, несмотря на то, что организаторы пресс-конференции буквально оглушили присутствующих цифрами и графиками всевозможных презентаций. Утром того же дня мне потребовалось срочно написать рецензию на новый альбом Depeche Mode, и я скачал его из интернета. В десяти минутах езды от моего дома в местном офисе компании EMI, продающей Depeche Mode в России, меня ждал свежеотпечатанный CD, но я все же скачал альбом со всем известного полулегального ресурса, который отдельно предупреждает пользователей, что "не хранит у себя музыку, а только предоставляет информацию для ознакомления". Я совершил преступление против интеллектуальной собственности исключительно из соображений комфорта. Для того чтобы получить легальную копию альбома, у меня не было и этих десяти минут. Так устроена моя жизнь, мне нужно именно это и сразу, сейчас. Среди потребителей музыки таких, как я, уверен, множество, и между моралью и комфортом, они выбирают комфорт, что не исключает покупки качественной копии продукта, если он им пришелся по душе. Ни один цифровой сервис не предлагает сегодня в России удобного, быстрого и недорогого способа получения цифровой музыки простым потребителем. То немногое, что есть, либо требует утомительной многошаговой регистрации, либо не принимает оплату кредитными картами, либо стоит немереных денег, в которые входит стоимость услуг SMS-операторов. Попытки отечественных издателей начать зарабатывать на цифровом контенте и декларации о борьбе с пиратством в интернете выглядят странно. За дружеским ресторанным столом некоторые особо разговорчивые издатели вполне резонно замечают, что на "цифре" можно заработать сегодня только в сегменте мобильного контента, и то не во всем. А так – кормят концерты. Это подтверждают и сообщения из-за рубежа о том, что прибыль от продаж билетов на концерты в этом году превзошла суммарную прибыль от продаж записей, как на физических носителях, так и в цифре. Теоретически, с деньгами от продажи музыкальных записей можно попрощаться. Тогда к чему весь шум вокруг "исторического соглашения" с Warner? Видимо, каталоги рекорд-мейджоров все же настолько огромны, что, даже имея микроскопические крохи со стола так называемых интернет-пиратов (счет по разным оценкам идет на проценты или даже на доли процента), можно говорить о цифровых продажах, как о бизнесе, и вести бесконечные разговоры о том, что вот-вот изобретут способ защиты треков от нелегального скачивания. Пока права на произведения "больших" артистов принадлежат мейджорам, мейджоры буду всеми силами пытаться выжать из них все до последней капли. Но сроки действия контрактов мейджоров со многими грандами рок – и поп-музыки на исходе, и последние меняют стратегию, подобно Мадонне, ушедшей от Warner к Live Nation, или Radiohead, пустившимся в самостоятельное плавание. Тех, кто пока еще несвободен, мейджоры намерены выдоить досуха, используя ресурс даже таких диких в правовом отношении стран, как Россия.